Уход за грудными детьми (советы счастливым родителям)

Здоровье ребенка, прежде всего, зависит от внимательного и правильного ухода за ним в семье.

Наиболее трудная и ответственная задача - обеспечить правильный уход за ребенком, правильно его воспитать и предохранить от заболеваний на первом году жизни, особенно же в первые дни и недели после рождения. Чтобы обеспечить правильный уход, вскармливание и воспитание новорожденного и грудного ребенка, мать (патронатный воспитатель) должна знать, как устроен, как работает организм ребенка, как он развивается.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ



КАК РАСТЕТ И РАЗВИВАЕТСЯ РЕБЕНОК ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА

Особенности развития новорожденного

С момента рождения и до конца первого месяца жизни ребенок считается новорожденным и нуждается в особом внимании и уходе.
После рождения в условиях жизни ребенка наступает огромная перемена.

До рождения, в утробе матери, ребенок, окруженный околоплодными водами, находился в тепле при температуре 38 градусов. Околоплодные воды защищали его от толчков и других вредных влияний внешней среды. Все необходимые для развития вещества и кислород ребенок получал из крови матери через детское место и пуповину.
Уже во время родов эти условия резко меняются. Все тело ребенка подвергается сильному давлению, особенно головка.

При прохождении через узкие родовые пути головка часто меняет форму - суживается с боков и выпячивается вверх или назад. Иногда на головке появляется так называемая родовая опухоль. Эти явления проходят сами собой. Ни в коем случае нельзя выправлять форму головки, так как при этом легко повредить еще мягкие кости черепа и мозг ребенка. Ножки новорожденный прижимает к животу. Голени у него слегка искривлены.

Нельзя вытягивать ножки и туго пеленать их, чтобы выправить кривизну. Этим ребенку приносят только вред. Ножки постепенно сами выпрямляются, если за ребенком правильно ухаживают.

После рождения ребенок сразу попадает в обстановку, где температура окружающего его воздуха почти в два раза ниже той температуры, при которой он развивался в утробе матери. Организм новорожденного еще не способен удерживать постоянную нормальную температуру тела в 36,5 - 37 гр.

При охлаждении температура новорожденного падает ниже нормы, что может вызвать заболевание и даже привести к смерти ребенка. В условиях высокой температуры (например, вблизи горячей печи, на ярком солнце, при чрезмерном укутывании) ребенок перегревается, у него повышается температура, он беспокоен, на теле появляется сыпь (потница), расстраивается пищеварительный тракт. Поэтому мать должна уметь ухаживать за новорожденным так, чтобы он всегда был согрет должным образом, но не перегревался.

Как только после рождения прекращается поступление материнской крови, а вместе с этим и кислорода в организм ребенка, новорожденный делает первый вдох, легкие расправляются и он издает первый крик.
Ребенок начинает дышать, но дыхание его поверхностно, поэтому, чтобы получить нужное количество кислорода, он дышит очень часто. Мать должна так пеленать или одевать ребенка, чтобы ничем не стеснять его дыхание. Кроме того, необходимо регулярно проветривать помещение, где находится новорожденный.

Кожа новорожденного обычно ярко-розового цвета, очень нежная и тонкая. Иногда плечи и спинка новорожденного бывают покрыты пушком, который через несколько дней выпадает. В течение первой недели кожа новорожденного шелушится.
Иногда на 2 - 3-й день жизни кожа становится желтой. При этом ребенок остается здоровым, моча и испражнения его нормального цвета. Через неделю эта желтизна проходит сама собой, и кожа вновь приобретает розовый цвет. Если же при появлении желтой окраски кожи ребенок делается беспокойным и моча темнеет, становится коричневой, значит он болен и необходимо немедленно показать его врачу.

Мать должна уметь ухаживать за кожей новорожденного так, чтобы не допустить ни малейшей опрелости, ссадины или царапины, через которые могут проникнуть в организм ребенка опасные для его здоровья микробы.

После рождения у ребенка на животике имеется остаток пуповины. Когда этот остаток подсыхает, через 6 - 8 дней после рождения, он отпадает сам собой. До отпадения остаток пуповины это место должно быть закрыто повязкой. Повязку должна менять только акушерка. Мать может менять только наружный бинт, поддерживающий марлю, если ребенок его обмочит. Купать ребенка нельзя, пока не отпадет пуповина и не подсохнет пупочная ранка. Эти меры необходимы для того, чтобы через пупочную ранку в организм ребенка не попали микробы, которые могут вызвать у него заражение крови. Пока ребенка нельзя купать, все его тело нужно ежедневно обтирать куском ваты, пропитанной вазелиновым или прокипяченным подсолнечным маслом.

Иногда у новорожденных - мальчиков и девочек - на 3 - 4-й день после рождения набухают грудные железы. При надавливании из них выделяется 1 - 2 капли жидкости, похожей на молозиво. При этом дети остаются совершенно здоровыми. Это набухание желез проходит само собой через 1 - 2 недели. Ни в коем случае нельзя растирать, мять или стягивать бинтами припухшие грудные железы. Этим можно вызвать их воспаление и нагноение.

У девочек иногда в первые дни из половых органов выделяется слизь, а на 4 - 5-й день даже появляются кровянистые выделения. Через 2 - 3 дня эти явления прекращаются; никакого лечения при этом не требуется. Нужно только обмывать половые органы девочек теплым раствором марганцовокислого калия.

Если в утробе матери ребенок получал все необходимые из крови матери через пуповину, то после рождения условия питания его резко меняются. Он должен сосать грудь матери, переваривать и усваивать грудное молоко, выводить из своего организма неусвоенные остатки пиши в виде мочи и кала.

После рождения у ребенка выделяется из кишечника первородный кал темно-зеленого цвета - меконий, а так же моча. Вот почему в течение первых 3 - 4 дней жизни новорожденный обычно теряет в весе около 200 граммов. Начиная с 4-го дня вес ребенка увеличивается, и к 10 - 14-му дню восстанавливается первоначальный вес. В последующем ребенок прибавляет в весе по 150 - 200 граммов в неделю.

Сразу же после рождения мозг ребенка начинает воспринимать множество различных раздражителей, идущих из внешней среды. Ребенок видит, и зрачки его глаз суживается при ярком свете. Он слышит, и вздрагивает при резких звуках. Но он еще не осознает и не понимает увиденное и услышанное. Большую часть суток новорожденный спит, просыпаясь только для еды или, - если его что-нибудь беспокоит. Он производит массу движений руками и ногами. Движения эти беспорядочны, нецелесообразны, однако они необходимы для развития организма, укрепляют мышцы; движения руками помогают дыханию; движения ногами облегчают выведение газов из кишечника. Поэтому нельзя заворачивать ребенка с руками, туго пеленать ноги.

Если новорожденного взять на руки, голова у него беспомощно свисает, спина сгибается, так как мышцы его еще слабы. Поэтому ребенка нельзя сажать, нужно держать его так, чтобы голова и спина всегда опирались на руку матери.

Однако некоторые действия ребенок умеет производить сразу после рождения. Это так называемые врожденные умения (умение сосать, глотать, дышать, кричать, мигать). Как только ребенок почувствует сосок матери у своих губ, он захватывает его ртом и начинает сосать, а когда во рту появляется молоко, он его глотает.

Если ребенок голоден или его беспокоит боль, или ему неудобно лежать, он начинает кричать. Мать должна уметь разобраться, отчего кричит ребенок. Если настал час кормления, нужно дать ему грудь (рожок) или же нужно перепеленать его в сухие пеленки, освободить руки, повернуть на бок, проветрить комнату, и ребенок успокоится

У новорожденного легко создать полезные для здоровья привычки. Например, приучить есть только в определенные часы дня с шестичасовым перерывом ночью, что дает возможность и ребенку и матери крепко спать и хорошо отдохнуть за ночь. Ребенок может также привыкнуть засыпать в своей постели без укачивания и ношения на руках, спать свободно спеленатым и с не завернутыми ручками. Эти привычки, приобретенные с первых дней жизни, в дальнейшем облегчат матери воспитание грудного ребенка и уход за ним.

Рост и развитие грудного ребенка

При рождении ребенок имеет рост 48 - 54 сантиметра и вес 2800 - 4000 граммов.
На первом году жизни ребенок растет и развивается особенно быстро.
Так, например, вес новорожденного ребенка к 5 - 6 месяцам удваивается, к концу первого года жизни увеличивается в 2,5 - 3 раза, а рост - в 1,5 раза. В возрасте одного года ребенок уже весит 9 - 10 килограммов и рост его равен 72 - 75 сантиметров.

Кожа, кости и мышцы

Кожа грудного ребенка и слизистые оболочки рта, носа, глаз, половых органов очень нежны и тонки. Очень близко от поверхности слизистых и кожи разветвляется большое количество кровеносных сосудов, богато снабжающих их кровью.
При плохом уходе и при опрелостях через мельчайшие ссадины и царапины на коже и слизистых оболочках микробы легко попадают в организм ребенка и могут вызвать у него гнойничковую сыпь и фурункулы на коже, а также и другие заболевания. Во рту могут развиться молочница (белые круглые пятна) и язвочки, причиняющие ребенку боль и мешающие ему сосать, могут загноиться глаза.

Цвет кожи у грудного ребенка бледно-розовый. Под кожей у него постепенно развивается жировой слой, придающий округлость его формам, нежность, упругость его коже.
На теле у него появляются ямочки, на руках и ногах - перетяжки. Это доказывает, что ребенок хорошо развивается и правильно питается.
Плохое развитие жирового слоя показывает, что ребенок питается недостаточно и неправильно.

Кости новорожденного ребенка содержат мало известковых и других солей и состоят большей частью из хрящевых тканей. Поэтому они не так плотны, как у взрослых, и при давлении могут изменять форму. Кости черепа у него еще не срослись, и на темени имеется между костями место, где мозг прикрыт только мягкими тканями. Это место называется «большим родничком». Постепенно у грудного ребенка в костях откладываются соли, весь скелет его становится крепче, плотнее. К году или к полуторагодовалому возрасту зарастает и большой родничок. С 6 - 7 месяцев начинают прорезываться зубы.

Мышцы у грудного ребенка в первые месяцы жизни развиты еще очень слабо. Для нормального развития и укрепления мышц нужно, чтобы ребенок правильно питался, имел возможность свободно двигаться, много гулял. Чем больше у ребенка свободы для движения, чем быстрее крепнут его мышцы и тем быстрее он развивается.

При уходе за ребенком мать должна учитывать особенности его скелета и мышц. Заворачивать ребенка надо так, чтобы не сдавливать его грудь, руки и ноги. Ни в коем случае нельзя пользоваться свивальниками, лишающими ребенка возможности двигаться.
Очень важно правильно держать ребенка на руках. Пока у него еще не окреп позвоночник и мышцы спины, его нельзя держать в сидячем положении, сажать в креслице или в подушки.

Когда ребенок начинает ползать, нужно особенно следить за чистотой пола, расстилать на полу старое чистое одеяло, на котором ребенок мог бы играть.

Нельзя ставить ребенка на ноги и учить его ходить, пока он сам не начнет становиться в кроватке и ходить, держась за перила.

Органы пищеварения

В первые месяцы жизни ребенок может только сосать и глотать жидкую пищу; у него нет зубов, жевать он еще не способен. Зубы начинают появляться с 6 - 7 месяцев. К году обычно бывает 8 передних зубов-резцов; к 1,5 годам - 20 зубов. Прорезывание зубов не вызывает у ребенка каких-либо проявлений нездоровья (как думают некоторые матери). Если у ребенка повышается температура, появляется жидкий стул или др., то необходимо обратиться к врачу.

В первые месяцы жизни грудное молоко является для ребенка лучшей пищей, к перевариванию которой приспособлены его пищеварительные органы. Только постепенно желудок и кишечник ребенка приобретают способность переваривать коровье молоко и другую пищу.

В первые месяцы жизни стул ребенка, находящегося на грудном вскармливании, имеет ярко-желтый цвет и густоту яичного желтка и не обладает неприятным запахом. Иногда, в первые два месяца, стул ребенка напоминает рубленые яйца с зеленью, но ребенок при этом может оставаться здоровым; к 3 - 4 месяцам стул становится нормальным. Если же при этом ребенок беспокоен и не прибавляет в весе, нужно обратиться к врачу.
В первые два месяца стул у ребенка бывает от 2 до 6 раз в сутки, а потом он все реже, и к 12-месячному возрасту ребенок испражняется 1 - 2 раза в сутки.

При неподходящей пище, слишком частом или обильном кормлении, несоблюдении чистоты при кормлении у ребенка может возникнуть понос и рвота.
Кроме того, при слишком частых кормлениях или перекорме у ребенка вследствие скопления газов появляются боли в кишечнике. Он кричит, не может спать. Нередки случаи, когда неопытная мать, не понимая причины крика, решает, что он остался голодным, и начинает успокаивать его, снова прикладывая к груди. Этим она только ухудшает его состояние. В таких случаях можно сделать ребенку легкий массаж живота круговыми движениями по часовой стрелке вокруг пупка, или вертикально поносить ребенка на руках, прижимая его животиком к себе, или вставить газоотводную трубочку.

Часто у грудных детей наблюдается срыгивание. Это происходит из-за особенного расположения желудка грудного ребенка. Если при этом ребенок чувствует себя хорошо, не теряет в весе, то можно не беспокоится - после 3 - 4 месяцев это явление постепенно само проходит. Если же ребенок беспокоен, не прибавляет в весе, нужно обратиться к врачу.

Органы дыхания

Нос, зев, дыхательное горло, бронхи грудных детей покрыты тонкой, нежной слизистой оболочкой. Микробы, попадающие с загрязненным воздухом на слизистые оболочки дыхательных путей ребенка., могут вызвать у него такие опасные болезни, как, например, грипп, коклюш, корь, воспаление легких.

Грудная клетка маленького ребенка при вдохе расширяется незначительно: дыхание у ребенка неглубокое, как у взрослого, а поверхностное. Поэтому ребенок дышит гораздо чаше, чем взрослый. Нужно иметь в виду, что при тугом пеленании, податливая грудная клетка ребенка сдавливается и в результате нарушается правильное дыхание. Особенно вредно пеленание при заболевании дыхательных органов - бронхите, воспалении легких.

Нервная система

Центральная нервная система ребенка влияет на его рост, развитие и работу всех органов. От нормального развития нервной системы в значительной мере зависит здоровье ребенка.
Развитие нервной системы ребенка и особенно головного мозга в огромной степени зависит от того, в какой обстановке растет ребенок. Этому развитию способствуют и движения ребенка, и то, что он видит и слышит, и те впечатления, которые он получает при общении с взрослыми.

Под влиянием развития головного мозга и всей нервной системы беспорядочные и бессознательные движения новорожденного постепенно заменяются у грудного ребенка осмысленными, целесообразными движениями. Так уже на втором месяце жизни ребенок начинает поднимать голову, а затем, в возрасте 2 - 3 месяцев, хорошо удерживает ее в вертикальном положении, когда его держат на руках.
В 3 месяца он уже умеет поворачиваться на бок, лежать на животе, вначале опираясь на руки, согнутые в локтях, а к 4 месяцам - опираясь на ладони.
С 4 - 5-месячного возраста ребенок стремиться брать в руки различные предметы; ему доставляет удовольствие схватывать их, двигать, бросать.
Обычно в 5 6 месяцев ребенок делает попытки садиться, когда его берут за руки. В возрасте 7 месяцев дети сидят самостоятельно, если их посадят. Однако сами садиться они обычно начинают только к 7 - 8 месяцам. Сажать ребенка можно лишь тогда, когда он в состоянии сидеть без поддержки.

В возрасте 8 месяцев ребенок уже может ползать и вставать в кроватке, держась за перила. Кости и мышцы его в это время становятся достаточно крепкими, а движения еще больше укрепляют и развивают их. Для развития движений очень важно, чтобы у ребенка была просторная кроватка с высокими бортами или специальный манеж. В те часы, когда ребенок после сна и еды играет, из кроватки вынимают все постельные принадлежности и матрац, а на фанерную доску кладут байковое одеяло и клеенку; в кровать кладут несколько игрушек. Ребенок ползает в кроватке, встает и передвигается, держась за борта, и таким образом учится ходить.
В 10 месяцев он ходит, держась за руку взрослого, а в 12 месяцев большая часть детей делает первые самостоятельные шаги.

Одновременно с развитием движений у ребенка растет потребность общения с окружающими его людьми. На втором месяце жизни он начинает сознательно улыбаться, затем «гулить» и с этого времени у него постепенно развивается речь. С каждым месяцем ребенок лепечет все больше и больше, учится произносить отдельные звуки, слоги, начинает понимать речь взрослых, понемногу узнает названия предметов. К году он уже вполне сознательно произносит такие слова, как «мама», «папа», «баба», «дай».

Окружающие ребенка взрослые должны всеми мерами помогать развитию движений и речи ребенка, развитию его сознания.

Если ребенок большую часть дня проводит неподвижно в постели, если у него нет игрушек, если с ним мало гуляют на свежем воздухе, если взрослые редко разговаривают с ним, он почти всегда значительно отстает в своем развитии. Он будет медленнее прибавлять в росте и весе, поздно начнет сидеть, ходить, говорить, чаще и тяжелее будет болеть, чем дети, которых воспитывают правильно.

Вот почему уже с первых месяцев жизни надо заботиться не только о правильном кормлении ребенка и уходе за ним, но и о его воспитании. Правильно воспитывая ребенка, мы тем самым способствуем нормальному развитию его нервной системы.

Итак, для того чтобы нервная система ребенка развивалась нормально, надо предоставлять ему возможность больше двигаться, давать ему соответствующие его возрасту игрушки, подвешивать их над кроваткой так, чтобы он мог их ловить, хватать руками и притягивать к себе. Нужно развлекать его, чаще гулять и разговаривать с ним.

Однако, при этом надо помнить, что излишнее количество движений, большое разнообразие впечатлений, могут быть утомительны, вредны для еще не окрепшей нервной системы ребенка. Поэтому нельзя чересчур много и слишком шумно играть с ним, подолгу разговаривать, продолжительное время держать в обществе взрослых. Нужно, чтобы ребенок спал в определенные часы и достаточно долго, потому что сон - это лучший отдых для всего организма и особенно для нервной системы ребенка. Играть с ребенком надо после того, как он поспал и поел.

При правильном уходе, питании и воспитании грудной ребенок спокойно спит, с аппетитом ест в положенные часы, хорошо прибавляет в росте и весе, мало болеет и нормально развивается.

<< К оглавлению

Продолжение >>

Стоимость услуги

Прайс-лист