Нейропсихология

В силу различных причин с каждым годом наблюдается увеличение контингента детей, имеющих заболевания нервной системы. Часто эти заболевания обнаруживаются у детей только, когда они поступают в образовательные учреждения (детский сад, школа). Необходимость освоения образовательной программы рано или поздно «обнажает» недостаточность развития тех или иных психических функций.

Наблюдения показывают, что около половины детей, обратившихся в центр, нуждается не только в помощи невролога, но и в работе с коррекционным педагогом – специалистом, который может помочь ребенку преодолеть трудности в обучении, социальной адаптации и, в целом, в развитии.

В отличие от врача коррекционный педагог не может непосредственно воздействовать на причину заболевания нервной системы, приводящую к различным нарушениям психического и физического развития. Однако, первичное заболевание влияет на все стороны жизни ребенка, включая его поведение, обучение и социальную адаптацию. Чем позже родители и специалисты обнаруживают нарушения в развитии ребенка, тем устойчивей и шире круг возникающих трудностей. Часто накопленные трудности в обучении и поведении остаются у ребенка даже после того, как медицинскими средствами была нивелирована их первопричина.

Поэтому совместно с медицинским воздействием необходимо проводить педагогическую и психологическую работу с ребенком и его семьей, направленную на коррекцию нарушений психического развития и преодоление трудностей в обучении и социализации ребенка.

 

Коррекционная педагогика

изучает особенности психического и физического развития детей, имеющих те или иные нарушения (вследствие заболеваний нервной системы) и способы их преодоления (коррекции).

 

Коррекционные специалисты (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) занимаются коррекцией нарушений психического развития детей, формированием и развитием необходимых в соответствующем возрасте психических функций, способностей, навыков и знаний. Несмотря на то, что работа дефектолога, логопеда и психолога направлена на одну и ту же цель, у каждого из них есть своя специализация.

 

Дефектолог

преимущественно занимается коррекцией и развитием познавательной сферы ребенка: зрительное и слуховое восприятие, память, моторика, мышление, речь . Основной контингент дефектолога:

 

  • дети с нарушением интеллекта,
  • дети с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • дети с нарушением слуха, зрения (сурдо- и тифлопедагог),
  • дети с трудностями освоения школьной образовательной программы,
  • дети с аутизмом (при совместной работе с психологом).

     

     

    Логопед

    специализируется на коррекции и развитии речи как при «изолированном» нарушении речи, так и в рамках других нарушений развития (в таком случае логопед работает совместно с другими коррекционными специалистами). Основной контингент логопеда:

     

  • дети с общим недоразвитием речи,
  • дети с фонетико-фонематическими нарушениями,
  • дети с задержкой речевого развития,
  • дети с дизартрией,
  • дети с нарушением письма и чтения (дисграфия/дислексия),
  • дети с заиканием.

     

     

    Нейропсихолог

    проводит работу по коррекции психических функций, лежащих в основе любой деятельности (в т.ч. учебной): внимание и произвольная саморегуляция, восприятие пространства, т.н. межполушарные взаимодействия, фоновые компоненты (темп деятельности, работоспособность, распределение внимания, распределение мышечного тонуса) и т.п. Основной контингент нейропсихолога:

     

  • дети с нарушением внимания и саморегуляции («гиперактивные», «импульсивные», невнимательные, отвлекаемые и т.п.),

  • дети с нарушением фоновых компонентов деятельности («утомляемые», «медлительные» и т.п.),

  • дети с трудностями обучения, вызванные комплексными незначительными нарушениями различных функций (внимания, саморегуляции, моторики, памяти, восприятия, речи и мышления).

     

    Психолог

    занимается коррекцией эмоционально-волевой, личностной сферы: коммуникация, понимание эмоций, социальные навыки, игровая деятельность, мотивация и т.п. Основной контингент психолога:

     

  • дети с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой и т.п.,

  • дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения (аутизм, психопатии и т.п.),

  • дети с низкой учебной мотивацией,

  • дети, испытывающие трудности в общении и социальной адаптации,

  • дети с нарушением детско-родительского взаимодействия и т.п.

    Работа любого коррекционного педагога состоит из трех этапов:

    1. первичная диагностика, 2. коррекционно-развивающие занятия, 3. итоговая диагностика.

    На первичной диагностике специалист собирает анамнез, с помощью тестовых заданий определяет уровень актуального развития психических функций ребенка, определяет оптимальный коррекционный маршрут ребенка (т.е. необходимые занятия и другие мероприятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений), определяет форму проведения занятий, дает рекомендации родителям.

    До начала коррекционно-развивающих занятий специалист разрабатывает индивидуальный план, с учетом выявленного уровня развития ребенка, особенностей его поведения и т.п. Далее в процессе занятий этот план может корректироваться.

    Основная работа проходит на коррекционно-развивающих занятиях, в ходе которых ребенок выполняет специальные задания (упражнения) как непосредственно со специалистом, так и дома под контролем родителей (домашние задания). Также проводится консультирование родителей по различным вопросам.

    Коррекционная работа завершается итоговой диагностикой, на которой специалист оценивает изменения (результаты), обсуждает с родителями дальнейший коррекционный маршрут ребенка (при необходимости), дает рекомендации, необходимые для дальнейшего поддержания достигнутых результатов.

    Коррекционные специалисты также консультируют родителей по вопросам готовности ребенка к школе, выбору образовательного учреждения и образовательной программы, необходимости дополнительных занятий, правовым вопросам в сфере образования (что особенно актуально в связи с изменениями в Законе «Об образовании в РФ»).

    Психолого-педагогическая диагностика

    Психолого-педагогическая диагностика – система специально подобранных заданий (тестов), которые позволяют оценить уровень актуального развития различных психических функций ребенка и уровень усвоенных знаний, представлений и навыков. Психические функции, которые оцениваются на диагностике: моторика (общая и тонкая, реципрокные взаимодействия, тоническая организация моторных актов, графические навыки и навык письма и т.п.), восприятие (зрительное: предметное, пространственное и т.п.; слуховое: восприятие ритмов, неречевых звуков и т.п.; тактильное: восприятие текстуры, формы, размера и т.п.; восприятие собственного тела), речь (фонематическое восприятие, звукопроизношение, темпо-ритмические характеристики, строение речевого аппарата и т.п.; звуко-буквенный анализ, устойчивость образа буквы, навыки письма и чтения и т.п.), память (слухоречевая, зрительная; непроизвольная и произвольная и т.п.), мышление (наглядные формы, вербально-логическое; операции обобщения, классификации, переноса, действия по аналогии и т.п.), внимание (ориентировка, распределение, концентрация, перенос внимания), произвольная саморегуляция (планирование собственных действий, удержание программ, «правильное» реагирование в нужный момент и т.п.), динамические характеристики (фоновые компоненты деятельности: врабатываемость, темп, работоспособность, «переключаемость» и т.п.), эмоционально-волевая сфера (понимание эмоций, эмоциональное реагирование, игровая и учебная мотивация и т.п.), особенности личности и поведения (тревожность, самооценка, усвоение социальных норм и правил, понимание контекста социальных ситуаций, идентификация, и т.п.)

    Диагностика используется: для определения соответствия уровня развития ребенка «нормативам» для данного возраста, для выявления недостаточно развитых функций, характера их несформированности, причин, лежащих в их основе,

  • для оценки изменений (результатов) проведенной коррекционно-развивающий работы,

  • для подбора адекватного образовательного учреждения и образовательной программы,

  • для оценки воздействия медицинского лечения на психические функции.

    Оценка воздействия медицинского лечения на психическое развитие ребенка позволяет врачу получить «обратную связь» от педагога об эффективности лечения, побочных влияниях терапии на психические функции и при необходимости скорректировать план медицинских мероприятий. Это особенно актуально, когда терапия комплексная и эффекты от разных лекарств и процедур накладываются друг на друга, «смазывая» общую картину терапевтической динамики.

  •  

     

    Автор Нейропсихолог Илья Александрович Галюта

    Другие специалисты в этой области:

    Нейропсихолог Кудинова Наталья Владимировна

     

Стоимость услуги

Прайс-лист