Психолого - педагогическая коррекция

Важнейшее направление в реабилитации детей занимает

психолого - педагогическая коррекция.

 

Детям с различными проблемами в обучении (дошкольникам и младшего школьного возраста) показаны занятия с дефектологом.

 Дефектолог – специалист, который занимается обучением и развитием ребенка. К дефектологу на консультацию направляет врач – обучение на фоне лечения обычно дает хороший результат. Внимательные родители часто сами видят, что ребенок отстает от сверстников, и приходят за помощью к специалисту.

Опытные специалисты определяют уровень развития ребенка, соответствие возрасту, уровень эмоциональной сферы, несовпадение по темпу деятельности, оценивают поведение.

Любая коррекционная методика подбирается индивидуально. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми.

Какую помощь может оказать дефектолог и с какими детьми работает?

ЗПР и ЗПРР

Диагноз задержка психического развития или психо-речевого развития ставится детям после 3-х лет. Ребенок отстает в развитии от сверстников, плохо говорит, пользуется лепетными словами и жестами, неловкий, неуклюжий, невнимательный, не запоминает детские стихи… Дефектолог проводит диагностику для того, чтобы определить, на какой возраст реально развит ребенок, определяет основные задачи развития и намечает план коррекционных занятий.

Речь и мышление тесно взаимосвязаны, поэтому , дефектолог занимается и развитием речи, занятия носят комплексный характер и направлены на коррекцию всех сторон психической деятельности.

ВЫРАЖЕННАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

Дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью имеют нарушения всех сторон психической деятельности и нуждаются в обучающей, направляющей, стимулирующей помощи со стороны педагога и родителей. Дефектолог знает методики обучения таких детей, владеет специальными коррекционными приемами и методами и дает детям знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации.

Дети, обучающиеся в инклюзивном классе, нуждаются в адаптации общеобразовательной программы в соответствии со своими возможностями и уровнем развития. Дефектолог может оказать помощь в адаптации программы как родителям, так и педагогам.

ДЕТИ С расстройством аутистического спектра

Дети с рассстройством аутистического спектра имеют специфику в развитии эмоционально-волевой сферы и социальной коммуникации, интеллектуально ребенок может даже опережать свой возраст, но часто проявления аутизма сопровождаются интеллектуальной недостаточностью. Степень выраженности аутистических черт, навыков коммуникации, интеллектуального развития определяют формы и содержание коррекционных занятий.

Если ребенок проявляет стойкий негативизм, не привлекается к совместной деятельности, не реагирует на обращенную речь, склонен к аффективным вспышкам, агрессивен, рекомендуются занятия с психологом, АВА-терапевтом. По окончании курса, при положительных результатах, ребенок может посещать дефектологические коррекционно-развивающие занятия.

 

ДЕТИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)

Дети с ДЦП имеют двигательные нарушения, нарушения в развитии речи и интеллекта. Степень выраженности отклонений может быть различной, при этом степень выраженности двигательных нарушений не является показателем степени отставания в психическом развитии или отсутствие речи у ребенка с ДЦП не указывает на умственную отсталость. Дефектолог проводит диагностическое обследование с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, определяет уровень сформированности навыков, объем знаний и представлений, уровень развития психических функций. По результатам обследования определяется программа обучения, учебный материал адаптируется для конкретного ребенка. Таким образом, обучение и развитие становится доступным. Кроме индивидуальных особенностей развития дети с ДЦП имеют и ряд характерных общих проблем, с которыми работает дефектолог:

- развитие пространственных представлений и пространственного восприятия;

- развитие произносительной и коммуникативной стороны речи, обогащение словаря;

- развитие графических навыков;

- развитие устойчивости зрительного внимания и зрительно-моторной координации;

ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)

Дети с СДВГ – трудные дети, которых воспитатели в детском саду называют невоспитанными, а учителя ругают за плохое поведение и сажают на последнюю парту. Важно понимать, что дети этой категории – это дети с низким психическим тонусом, быстро утомляемые, быстро пресыщающиеся одним видом деятельности. Дефицит внимания – это неспособность произвольно удерживать внимание определенное время, гиперактивность – двигательная расторможенность, которая возникает, как следствие утомления и низкого тонуса.

Дети с СДВГ, даже при хорошем интеллекте, часто не усваивают дошкольную и школьную общеобразовательную программу. Они нуждаются в специальном форме подачи учебного материала, распределенного по времени с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Дефектолог оказывает помощь в обучении, а также может разработать рекомендации для родителей и педагогов.

 

ДЕТИ С ЭПИЛЕПСИЕЙ

Педагоги и родители хорошо знают психо-эмоциональные и особенности детей с эпилепсией: трудности включения в работу, переключения на другой вид деятельности, «застревание» на предыдущем задании, недостаточная работоспособность и низкий темп деятельности, сниженное настроение, негативизм, недостаточная мотивация. Дефектолог разрабатывает индивидуальный план коррекционных занятий, дает рекомендации родителям по организации учебной и вне учебной деятельности с учетом возможностей и особенностей ребенка.

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ

На занятиях по подготовке к школе дефектолог учит не только читать, писать и считать, но и формирует готовность к школьному обучению, развивает учебную мотивацию, «учит учиться». Обладая специальными знаниями, дефектолог проводит занятия по подготовке к школе со всеми категориями детей, готовит к обучению, как в общеобразовательной школе, так и в СКОШ V, VI, VII, VIII вида.

ЗАНЯТИЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В УСВОЕНИИ ОСНОВНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

Трудности в усвоении программы по чтению, обучению грамоте, письму, русскому языку, математике практически всегда являются следствием тех проблем, которые не были решены до школы. В начальной школе, формируются основные учебные навыки, закладывается база для дальнейшего успешного обучения. Успешность ребенка, его способность усваивать учебный материал зависит от того, насколько сформирована пространственная ориентация, фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез, пространственный анализ и синтез, графические навыки, способность к планированию и программированию своей деятельности, самоконтроль. Дефектолог проводит диагностическое обследование и определяет причины школьной неуспешности. На занятиях формируется алгоритм орфографических и математических действий, развиваются учебные навыки и мотивация, что позволяет усваивать учебную программу в достаточном объеме.