Плоды воспитания

Статья Светланы Захаровой
из газеты "Томская неделя" 17.10.2002г.

 

Сексуальная ориентация начинается с детства

Пока ребенок под стол пешком ходит, родители озабочены по большей части тем, как повкуснее накормить любимое чадо, вовремя уложить его спать, погулять с ним. Однако приходит время, когда малыш вдруг начинает обращать внимание на мамину грудь, ласково называя ее "титей", замечает, что его родная сестренка по-другому садится на горшок. Немного позже он начинает задавать еще более каверзные вопросы, на которые молодые родители порой не знают что ответить. Самый "безобидный" звучит примерно так: "Мама, расскажи, как я родился?"

"Мальчик или девочка?"

- Примерно до двух лет ребенок не соотносит себя с определенной половой принадлежностью, - говорит педагог-психолог Светлана Празукина. - Хотя один из центров коры головного мозга активно работает и притягивает информацию в "нужном" направлении. Их развитие происходит с самого рождения под влиянием близких людей. Девочек чаще берут на руки, больше ласкают, нежно разговаривают. Мальчиков же стараются воспитывать в спартанском духе. Такой контакт стимулирует самосознание ребенка, и уже в грудном возрасте возникает разница в психическом развитии мальчиков и девочек. У девочек появляется мягкость, эмоциональность, у мальчиков - стремление к самостоятельности, настойчивость, резкость.

По мнению специалистов, оформление психологического пола начинается в шесть - восемь месяцев, когда малыша учат различать мужчину и женщину. "Посмотри, - говорит мама своему ребенку, - к нам пришла твоя тетя, а это - дядя". Приблизительно в это же время малыш начинает реагировать на свое имя. В полтора года уже есть первичная половая идентификация, то есть наличие своей половой принадлежности. На обращенный к ребенку вопрос: "Ты мальчик или девочка?" они в большинстве отвечают правильно. Двухлетки предпочитают рассматривать картинки с изображением детей своего пола. Если двухлетний мальчик знает, кто он, но не умеет обосновать свои знания, то уже через полгода 75 процентов из них уже доказывают, что они мальчики или девочки, и обижаются, если взрослые намеренно путают половую принадлежность. У четырехлетнего ребенка реакция еще сильнее. Он бурно протестует против "непонятливости" старших: "Ты, плохой, уходи, я - мальчик! Не видишь разве? У меня нет платья, бантиков, значит, я - мальчик". После пяти лет ребенок вовсе не отвечает на провокации родителей. Он совершенно спокоен, в недоумении поглядывает на бестолковых взрослых, которые, по его мнению, задают такие глупые вопросы.

Образец для подражания

Если ребенок воспитывается в неполной семье, например, мальчик воспитывается в женском окружении, механизм идентификации пола задерживается. Он чаще играет в девчоночьи игры. может говорить о себе "Дима разбила", поскольку слышит обращенную и ответную речь женщин. Эта проблема остро стоит и в семьях с искаженными психосексуальными ролями, где, к примеру, мама или бабушка олицетворяет воплощение силы и власти, а "забитый" папа, наоборот, мягкий, уступчивый. В таких семьях дети не имеют необходимого сексуального образца. В будущем у таких детей могут быть затруднены межличностные контакты со сверстниками своего и противоположного пола, поиск партнера, отношения с собственными детьми. Помочь ребенку осознать самого себя могут ролевые игры, где устанавливаются, закрепляются и снимаются все вопросы типа "Кто я"?

- Дети очень любят играть "в семью", - продолжает Светлана Петровна. - Мне вспоминается один занимательный случай из моей педагогической практики. Одна из воспитательниц детского сада обратилась ко мне с необычной просьбой. У нее в группе дети третий день подряд увлеченно играли "в семью", и несколько девочек успешно "забеременели", причем у них были конкретные "отцы" из числа мальчиков. Они великолепно вошли в роль: оберегали и "любили" свой "живот", не поднимали тяжестей, отдыхали - словом, вели себя как настоящие женщины "в положении". Что делать? Пришлось устроить "ускоренное течение беременности и родов". Родив детей. девочки успокоились и занялись воспитанием "младенцев".

С глаз долой, из сердца вон

С шести до двенадцати лет мальчик должен хорошо усвоить мужской тип поведения, а девочка - женский.

- Вы заметили, что еще в детском саду дети играют все вместе. Мальчики и девочки находят общий язык, - поясняет Светлана Празукина. - Но уже в первом классе возникают два "враждебных" лагеря. Мальчики не принимают девочек, а те, в свою очередь, с легкостью отказываются от мальчиков. Это абсолютно нормальное явление, поэтому поводов для беспокойства педагогов и родителей здесь нет. Процесс размежевания неизбежен. Временно. Мальчику, для того чтобы он почувствовал себя мужчиной, необходимо оттолкнуть от себя все женское. Девочке для осознания женского начала требуется изгнать все, что связано с мальчиками.

Бывают другие варианты поведения. Наверняка многим из нас приходилось иметь дело с мальчиками, у которых явно выражен дефицит качеств, характерных для сильной половины человечества. Чаще всего это происходит в результате ограничивающего воспитания, гиперопеки со стороны семьи. В результате такие дети, подрастая, испытывают массу трудностей. Как правило, они тянутся к девочкам. А девочки, хотя и дружат с такими "культурными" мальчиками, особенно их не уважают. У десяти-, одиннадцатилетних девчушек на уме независимые, самостоятельные, не обращающие на девчонок никакого внимания мальчишки с хулиганскими наклонностями.

Другой случай - "суровая" девочка. У этого типа девочек ярко выражены мальчишеские черты. Как правило, они социально ориентированы, хорошо учатся, при этом твердо знают, почему нужны "пятерки", получить престижное образование и сделать в дальнейшем карьеру. Ее ровесницы, как правило, ориентированы на другую модель поведения. Они прилежны, послушны, исполнительны. В 8 - 12 лет в дело начинают вмешиваться гормоны. В этом возрасте случаются самые тяжелые драмы и переживания, связанные с изменениями полового характера. Но это совсем другая история.

Адекватное психосексуальное развитие ребенка предполагает ответы на три кардинальных вопроса: "Кто я - мужчина или женщина?", "Какой я?", "Кто мне нужен?"

Кто ты будешь такой?

Половое созревание ребенка начинается в утробе матери. Кем он будет, мальчиком или девочкой? Информацию об этом несут хромосомы. Х-хромосома определяет женский пол, Y-хромосома - мужской. Но не всегда генетическая программа человека работает без сбоев. И тогда рождаются гермафродиты, люди, имеющие признаки мужского и женского начала. У транссексуалов проблема пола носит психологический характер. К счастью, полова" неопределенность все-таки не частое явление.

Секреты детской сексологии

Не надо паниковать, а тем более наказывать ребенка, если трех-четырехлетний малыш демонстрирует то, что находится у него в штанишках и с интересом рассматривает аналогичный "предмет" у друга или подружки. Это не что иное, как половая идентификация и подтверждение собственной половой принадлежности.

Информация по половому воспитанию должна быть правдивой. Это ни в косм случае не означает, что ребенка нужно посвящать в пикантные подробности собственных интимных отношений.

Психологи советуют не ждать "опасных" вопросов, а предупредить их. Выберите подходящий момент, - чтобы поговорить об этом. Отвечайте ребенку дружелюбно, спокойно и ни в коем случае не делайте замечаний типа: "Хорошие дети никогда не задают таких вопросов своим родителям". Известный немецкий сексопатолог Р. Нойберг считает, что о половых различиях дети должны знать к двум с половиной - трем годам, о деторождении - к семи. В этом возрасте большинство детей эти сведения воспринимают без сильных потрясений и переживаний.

В пятилетним возрасте уместно рассказать, как размножаются растения и животные. Например, из маленького зернышка вырастают цветы и деревья; из куриного яйца, которое высиживает наседка, появляется цыпленок. Часто дети видят, как рождаются котята и щенки. "Я была поражена тем, насколько спокойно и деловито маленькие дети принимали новорожденных котят у кошки, которая окотилась у них на глазах в подъезде, - рассказывает доктор Празукина. - Они отнеслись к акту рождения как к нормальному явлению, без лишних эмоций и шуточек по этому поводу".

Около 6 - 8 лет дети могут поинтересоваться ролью отца в их появлении на свет. Ответьте, что папа дает те клеточки, из которых начинает расти ребенок у мамы в животе. Если умалчивать об этом, у ребенка может возникнуть повышенный интерес к "проблеме". Кроме того, он будет серьезно травмирован психологически, если увидит маму и папу "в процессе". Это вызовет испуг, ведь дети воспринимают половой акт как насилие.

В подростковый период (11-12 лет) на детей надо обратить особое внимание в связи с гормональной перестройкой организма. Мальчиков следует психологически подготовить к появлению поллюций, а девочкам рассказать о секретах женского организма.

Мальчики и девочки играют в "семью" с детства и ответ на вопрос "Кто я - мужчина или женщина?" для них уже понятен.