Диагностика школьников в медицинской клинике Невро-Мед в Москве

Диагностика школьникам

Детям с трудностями в обучении в возрасте от 6 до 14 лет проводится:

1. Нейропсихологическое тестирование
2. Неврологическое тестирование
Стоимость 4 800 руб.
 
Комплексное обследование:
Стоимость 5 600 руб.
 

Нейропсихологическое тестирование проводит невролог, нейропсихолог, кандидат медицинских наук Наталья Владимировна Кудинова

Наиболее частые проблемы, которые мы выявляем у детей со школьной неуспеваемостью:

- неврозы: тики, нарушения сна, повышенная тревожность, навязчивые движения и действия;

- дислексия, нарушение чтения;

- дисграфия, нарушение письма;

- акалькулия, нарушение счета при поражении разных участков коры  головного мозга:

     a). При поражении височных отделов коры больших полушарий расстраивается устный счет.

     b). При поражении затылочных отделов не распознаются цифры, похожие по написанию.

     c). При поражении префронтальных отделов расстраивается целенаправленная деятельность, спланированность счетных операций и контроль за их выполнением

- дискалькулия, неспособность к изучению арифметики (неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда без пересчета) - самостоятельный недуг;

- дизартрия и другие нарушения речи;

- нарушение поведения;

- нарушение когнитивных (познавательных) функций: памяти, внимания, мышления;

- диспраксия, несогласованность движений;

- ортопедические проблемы.


Что известно о дислексии

Треть пациентов нашего центра это дети с трудностями в обучении.

При обследовании таких детей выяснилось, что в подавляющем числе случаев, эти трудности связаны с нарушением чтения и пониманием прочитанного при нормальном уровне интеллекта ребенка.

Что такое дислексия??

Чтение является сложным когнитивным навыком и результатом координации между множеством разных областей мозга.

Для того чтобы такая взаимосвязь между областями возникла, необходимо наличие физических контактов между этими областями.

И если эти контакты нарушены, процесс чтения разорван/нарушен. Причинами могут быть и генетическая несостоятельность нейронов, и дисбаланс их возбуждения/торможения, и нарушение выделения медиаторов в синаптическую щель и т.д.

С помощью современных методов нейровизуализации (МЭГ, ПЭТ, фМРТ) уже выделены паттерны связей в мозге и пять областей мозга, которые страдают у пациентов с проблемой чтения.

Анатомии и патофизиологии этого процесса посвящены несколько лекций в нашем цикле для учителей.

Дислексия тонко граничит и местами переплетается с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с расстройствами аутистического спектра, поэтому коррекция, применяемая при этих синдромах, помогает справляться и с ней.

Неумение распознать зрительную дислексию может испортить ребенку жизнь. Не успешность в учебе, конечно же, повлечет за собой неудачи в работе и нанесет удар как по способности зарабатывать, так и по социализации. Оно может нанести катастрофический ущерб психике ребенка, и в результате крайне снизить его самооценку.

Какие симптомы, указывающие на дислексию,  должны насторожить:

Наиболее частый симптом - нарушение зрительного восприятия,  на который указывают:

- трудности концентрации внимания, невозможность сосредоточиться и удерживать взгляд на слове;

- трудности слежения по тексту, т.е. затруднен процесс движения взгляда по строке и от одной строки к другой, не получается двигать глазами скачкообразно, взгляд останавливается на одном слове и с трудом перескакивает на другое;

- переворачивание букв и слов

Среди детей распространена проблема переворачивание и перестановка букв и слов. Часто ребенок видит слова и буквы неверно. И важно отличать этот часто игнорируемый симптом от эффекта памяти, когда ребенок видит слова правильно, но затем переворачивает их в своей памяти. Когда же ребенок видит буквы «вверх ногами» (переворачивание), это почти всегда проблема зрительного восприятия.

Наиболее часто встречаются повороты: d/b, p/q, нос/сон.

- перестановка букв и слов, когда в слове не правильно запоминается порядок букв;

- раздвоение букв или диплопия, когда текст расплывается, причинами этого могут быть аномалии рефракции, спазмы, усталость или излишняя стимуляция. Причиной двоения может быть и неспособность мозга соединить в единую картинку сигналы глаз и сфокусировать в единую точку на сетчатке, чтобы потом обработать эту информацию. Иногда размер букв и шрифт могут вызвать двоение в глазах;

- вибрация букв и слов, могут вибрировать целые слова или отдельные буквы.

Довольно часто вибрируют целые слова, хотя так могут себя вести и отдельные буквы. Характер вибрации, ее скорость, направление и амплитуда могут меняться;

- движение/перемещение  букв и слов по странице,

 так происходит в области высокой контрастности текста по отношению к фону и уменьшенного интервала между буквами. Когда ребенок пытается читать, он видит, что часть текста становится подвижной и буквы, слова и даже целые предложения начинают спонтанно двигаться.

Похожая иллюзия возникает при попытке адаптации глаза к высокому контрасту, например при пристальном взгляде на полосатую рубашку при глажке, на движущийся эскалатор или же на лестничные пролеты. При более ярком освещении такие симптомы только усиливаются, так же как при усилении контраста и мигании света *(СЭ)

*Стробоскопический эффектСЭ (от греч.strobos–кружение, skopeo–рассматривать)-

Возникновение зрительной иллюзии неподвижности или мнимого движения предмета при его прерывистом визуальном наблюдении. Пример: мелькание света на дискотеке, блики, отраженные от воды или снега, мелькание солнечного света через деревья при езде на машине и т.д.

СЭ у больных с фотосенситивной эпилепсией может спровоцировать судорожный припадок.

Внимание! При проведении фотостимуляции во время ЭЭГ исследования может быть выявлена эпилептическая активность (фотопароксизмальный ответ). Если при проведении ЭЭГ в синих/серых очках фотопароксизмальный ответ не регистрируется, рекомендуют пожизненное ношение поляризующих очков, по крайней мере, в солнечные дни.

- изменение размера и формы отдельных букв

- тусклый фон, на котором напечатан текст и плохое освещение могут вызвать изменение размера и формы букв. Это довольно неприятный эффект, но он часто подлежит коррекции изменением освещения или применением цветовых фильтров;

- проблемы ориентации в пространстве часто встречаются из-за того, что некоторые отделы глаза, которые должны работать согласовано, неправильно расположены и не обеспечивают слияние двух монокулярных картин в единый зрительный образ.

*Фузия (от англ. fusion – слияние)

Это неизбежно ведет к трудностям чтения и нарушению проприоцепции  (ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве)   и могут давать определенные симптомы, например:

  • общую неловкость;
  • неспособность ловить мяч;
  • наклонное положение книги во время чтения;
  • закрывание одного глаза при чтении;
  • головные боли;
  • двоение в глазах;
  • нарушения осанки при чтении (неестественный наклон головы);

- изменение зрительной плоскости;

- нарушение центрального зрения;

- нарушение периферического зрения;

- нарушение конвергенции, неспособности глаза двигаться за объектом;

- нарушение приспособляемости;

- трудности обработки слуховой информации;

- нарушение памяти;

- *синестезия

*Синестезия (от греческого synaisthesis – смешанное чувство, в противовес «анестезии» - отсутствию ощущений) – сложный феномен, необычное сенсорное переживание, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведет к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе.

Иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, смешиваются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их, не только осязает предмет, но и чувствует его вкус (результат сложнейшей работы мозга).

 

Симптомы дислексии/нарушение мышления

Нарушенный процесс чтения неминуемо ведет к нарушению мышления:

- трудности с пониманием прочитанного текста;

- невозможность выделить главное;

- понимание всего буквально;

- разорванность причинно-следственных связей;

- ригидность мышления, т.е. невозможность адаптироваться к новым условиям, если они вдруг возникли не запланировано. Невозможность прервать свой намеченный план, а потом вернуться к нему при изменении внешних условий, растерянность при изменении плана;

- невозможность организоваться.

Дополнения к клинической картине

Параллельно   проблемам визуального восприятия при дислексии часто идут другие сопутствующие симптомы  нарушения когнитивной деятельности, нарушение способности понимать друг друга.

Эмпатия – сопереживание чувствам других.

Понимание мыслей других людей – ментализация, способность узнавать и реагировать в ответ на невидимые внутренние субъективные закономерности, которые стоят за поведением других людей,  понимание намерений других и способность разделять с ними внимание к общей проблеме.

Существует (не опровергнута) теория разума – способность читать мысли других людей и зеркальные нейроны, которые отвечают разрядом на наши действия и активируются, когда мы видим, что действие выполняет кто-то другой.

Пример. Трудности распознавания эмоций при шизофрении, отсутствие сострадания у психопатов.

*Часто дети с дислексией плохо или вообще не запоминают лица людей.  Причем, лицо на картинке запоминают, а живое лицо нет. Это связано с неуловимым глазом движением живого лица. Такое явление называется прозопагнозией.

*Довольно частый симптом – непонимание смысла слова без образа, поэтому невозможность его прочесть. Например, что такое цель или начало?? В таких ситуациях применяют специальные приемы для понимания слов (лепка и др.)

Зачем нужен невролог?

Дислексия бывает простой, когда нарушен процесс зрительного восприятия, может быть сложной, когда присоединяется еще и проблема со слухом, нарушается дифференцировка звуков, невозможность определить источник звуков. А может быть сочетанная форма, с СДВГ, РАС или с соматическими заболеваниями.

Нейропсихологическоге тестирование и минимальное неврологическое обследование: ЭЭГ, ТД, зрительные и слуховые ВП, нейрофтальмологическое обследование, помогают решить эту задачу.

Невролог оценивает движения глаз: плавное прослеживание, саккадические движения глаз, нистагм, конвергенцию.

Снижение скорости прослеживания сочетается с трудностями переключения внимания.

Невролог оценивает связь между пониманием прочитанного текста и неврологическим осмотром.

В современной неврологии активно применяются методы визуализации мозга и оценки когнитивной деятельности для диагностики скрытых форм нарушений, которые не обнаруживаются при сканировании.

С помощью новых методов удалось идентифицировать такие дефекты, как эмоциональная слепота или неспособность пациента использовать определенные существительные или глаголы. Эти трудно определяемые признаки могут указывать на серьезные патологические изменения мозга, которые иначе не выявляются.

Учитывая, что дислексия это неврологическое расстройство и сочетание дисфункций: зрительной, слуховой, сенсорной, когнитивной, заключительный диагноз должен ставить невролог и на нем будет базироваться  дальнейший образовательный маршрут.


Методы коррекции

Цветотестирование и цветокоррекция

Дисфункция зрительного восприятия поддается коррекции путем подбора линз определенного оттенка. Цветные фильтры не снимают проблему полностью, но во многих случаях облегчают ее решение, устраняя зрительные искажения.

Чтобы объяснить механизм действия и представить  физиологию происходящего при цветотестировании процесса, стоит соединить/сопоставить современные представления о физике света с процессами  в колбочках на сетчатке. Опуская огромное количество накопленных научных данных, примитивную схему можно попытаться представить следующим образом:

1. Свет излучается и поглощается в виде отдельных порций энергии - фотонов (это частица света) или квантов (это частица излучения) с разной длиной волны.

2. Подбирая очки/фильтры определенного цвета, комфортного для пациента, мы изменяем длину волн кванта, т.е. допускаем до колбочек на сетчатке кванты, кот. для конкретного человека благоприятно влияют на процесс возбуждение/торможение, т.е. снимают возбудимость или наоборот стимулируют определенные нейроны.

3. Возможно, что эффект мускульного теста, который проводится для подтверждения правильно выбранного фильтра, объясняется тем, что поглощенный (благоприятный для данных колбочек) квант «усваивается» и выделяет энергию (по аналогии с химической реакцией при фотосинтезе растений)

Сенсорная интеграция

Учитывая, что дислексия часто сочетается с СДВГ и РАС, то применяемые методы коррекции при этих расстройствах могут помочь решить и проблему дислексии. Например, приемы, улучшающие концентрацию внимания, сенсорная интеграция и др.

Работа с терминами и понятиями

Выделение смысла в виде ключевого слова и др.

Книги со специальным шрифтом и подсветкой

Для детей с дислексией издаются специальные адаптированные книги, облегчающие им процесс чтения. В этих книгах используется специальный шрифт, который можно увеличивать, можно менять расстояние между буквами, словами и строками. Можно менять цвет букв и фон, на котором они располагаются, чтобы подобрать максимально комфортный для ребенка.  Слова максимально упрощены для понимания, предложения короткие.

Учитывая, что многие дети с дислексией легче воспринимают смысл слова/текста при наличии образа, в книгах созданы специальные комиксные иллюстрации, упрощающие понимание текста и дающие передышку во время чтения. 

Текст можно сканировать специальным сканером и переводить в аудиоформат.

Заключение:

Зрительная дислексия — очень сложное явление, которое встречается куда чаще, чем многие полагают. Все преподаватели должны обладать основными знаниями о дислексии. Идеально было бы ввести эту тему в курс их обучения. Если у 10% детей возникают трудности зрительного восприятия, совершенно очевидно, что учителя должны уметь распознавать симптомы и находить адекватные решения. Зрительная дислексия поддается коррекции! 

© 2021 г.

 

Результаты обследования школьников за 2018 -2019 гг.