"Новокузнецкая", Б.Овчинниковский пер., д.17/1, стр. 3. 9531634@nevromed.ru
Как пройти?
Записаться на прием Дистанционная консультация Часто задаваемые вопросы
Задачи нейропсихологического тестирования
В последнее время много сложных детей, которые нуждаются в помощи психолога и психиатра, логопеда и дефектолога: это дети с нарушением поведения, общения, расстройствами памяти и внимания, задержкой речевого развития.
Особую группу пациентов составляют дети со школьной неуспеваемостью.
Часто возникают трудности в обучении детей чтению или письму, например, ошибки при списывании текста или при написании диктантов, а также неспособность или трудность чтения, нарушение счета – все это может быть следствием различных расстройств речи, слухового и зрительного восприятия, несформированностью высших психических функций.
Даже у детей с высоким интеллектом может выявиться незрелость отдельных психических функций и затруднить успешное обучение в школе.
Поэтому необходимо обследование таких детей и грамотная медико-педагогическая коррекция.
Часто у родителей возникает вопрос: почему ребенок плохо учится? Вследствие болезни? Из-за постоянного приема лекарств? С ним не правильно занимаются? Или он просто ленивый?
С помощью различных нейропсихологических тестов нейропсихолог определяет: ребенок болен, или его неправильно обучают и воспитывают, или он не хочет учиться !
Нейропсихология изучает высшие психические функции и взаимосвязь этих функций с определенными областями мозга. Это и есть топическая диагностика.
Нейропсихолог исследует: память, внимание, мышление, речь, чтение, счет, письмо и т.д.
Детская нейропсихология выявляет причины расстройства мозговой деятельности – осложненные беременность и роды, перенесенные черепно-мозговые травмы, судороги, инфекции и другие заболевания нервной системы, а также прием некоторых лекарств.
Такое исследование позволяет раскрыть сущность различных медицинских диагнозов (например, минимальная мозговая дисфункция, синдром гиперактивности и дефицита внимания, дислексия и т.д.) и определить уровень текущего психического развития ребенка.
В задачу нейропсихолога входит не только поставить точный диагноз, но и найти пути коррекции выявленных нарушений.
А также, для определения коэффициента интеллекта (IQ) используется стандартизированная методика - тест Векслера. Исследование по методике Векслера проводится в течение 1-1,5 часов в зависимости от скорости выполнения ребенком задания (и от его личностных особенностей), в течение 30 минут – обработка результатов.
Коррекционная педагогика
Изучает особенности психического и физического развития детей, имеющих те или иные нарушения (вследствие заболеваний нервной системы) и способы их преодоления (коррекции).
Коррекционные специалисты (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) занимаются коррекцией нарушений психического развития детей, формированием и развитием необходимых в соответствующем возрасте психических функций, способностей, навыков и знаний. Несмотря на то, что работа дефектолога, логопеда и психолога направлена на одну и ту же цель, у каждого из них есть своя специализация.
преимущественно занимается коррекцией и развитием познавательной сферы ребенка: зрительное и слуховое восприятие, память, моторика, мышление, речь . Основной контингент дефектолога:
специализируется на коррекции и развитии речи как при «изолированном» нарушении речи, так и в рамках других нарушений развития (в таком случае логопед работает совместно с другими коррекционными специалистами). Основной контингент логопеда:
проводит работу по коррекции психических функций, лежащих в основе любой деятельности (в т.ч. учебной): внимание и произвольная саморегуляция, восприятие пространства, т.н. межполушарные взаимодействия, фоновые компоненты (темп деятельности, работоспособность, распределение внимания, распределение мышечного тонуса) и т.п. Основной контингент нейропсихолога:
занимается коррекцией эмоционально-волевой, личностной сферы: коммуникация, понимание эмоций, социальные навыки, игровая деятельность, мотивация и т.п. Основной контингент психолога:
Работа любого коррекционного педагога состоит из трех этапов:
На первичной диагностике специалист собирает анамнез, с помощью тестовых заданий определяет уровень актуального развития психических функций ребенка, определяет оптимальный коррекционный маршрут ребенка (т.е. необходимые занятия и другие мероприятия, направленные на коррекцию имеющихся нарушений), определяет форму проведения занятий, дает рекомендации родителям.
До начала коррекционно-развивающих занятий специалист разрабатывает индивидуальный план, с учетом выявленного уровня развития ребенка, особенностей его поведения и т.п. Далее в процессе занятий этот план может корректироваться.
Основная работа проходит на коррекционно-развивающих занятиях, в ходе которых ребенок выполняет специальные задания (упражнения) как непосредственно со специалистом, так и дома под контролем родителей (домашние задания). Также проводится консультирование родителей по различным вопросам.
Коррекционная работа завершается итоговой диагностикой, на которой специалист оценивает изменения (результаты), обсуждает с родителями дальнейший коррекционный маршрут ребенка (при необходимости), дает рекомендации, необходимые для дальнейшего поддержания достигнутых результатов.
Коррекционные специалисты также консультируют родителей по вопросам готовности ребенка к школе, выбору образовательного учреждения и образовательной программы, необходимости дополнительных занятий, правовым вопросам в сфере образования (что особенно актуально в связи с изменениями в Законе «Об образовании в РФ»).
Психолого-педагогическая диагностика – система специально подобранных заданий (тестов), которые позволяют оценить уровень актуального развития различных психических функций ребенка и уровень усвоенных знаний, представлений и навыков. Психические функции, которые оцениваются на диагностике: моторика (общая и тонкая, реципрокные взаимодействия, тоническая организация моторных актов, графические навыки и навык письма и т.п.), восприятие (зрительное: предметное, пространственное и т.п.; слуховое: восприятие ритмов, неречевых звуков и т.п.; тактильное: восприятие текстуры, формы, размера и т.п.; восприятие собственного тела), речь (фонематическое восприятие, звукопроизношение, темпо-ритмические характеристики, строение речевого аппарата и т.п.; звуко-буквенный анализ, устойчивость образа буквы, навыки письма и чтения и т.п.), память (слухоречевая, зрительная; непроизвольная и произвольная и т.п.), мышление (наглядные формы, вербально-логическое; операции обобщения, классификации, переноса, действия по аналогии и т.п.), внимание (ориентировка, распределение, концентрация, перенос внимания), произвольная саморегуляция (планирование собственных действий, удержание программ, «правильное» реагирование в нужный момент и т.п.), динамические характеристики (фоновые компоненты деятельности: врабатываемость, темп, работоспособность, «переключаемость» и т.п.), эмоционально-волевая сфера (понимание эмоций, эмоциональное реагирование, игровая и учебная мотивация и т.п.), особенности личности и поведения (тревожность, самооценка, усвоение социальных норм и правил, понимание контекста социальных ситуаций, идентификация, и т.п.)
Диагностика используется: для определения соответствия уровня развития ребенка «нормативам» для данного возраста, для выявления недостаточно развитых функций, характера их несформированности, причин, лежащих в их основе, для оценки изменений (результатов) проведенной коррекционно-развивающий работы, для подбора адекватного образовательного учреждения и образовательной программы, для оценки воздействия медицинского лечения на психические функции.
Оценка воздействия медицинского лечения на психическое развитие ребенка позволяет врачу получить «обратную связь» от педагога об эффективности лечения, побочных влияниях терапии на психические функции и при необходимости скорректировать план медицинских мероприятий. Это особенно актуально, когда терапия комплексная и эффекты от разных лекарств и процедур накладываются друг на друга, «смазывая» общую картину терапевтической динамики.
Автор Нейропсихолог Илья Александрович Галюта
Другие специалисты в этой области:
Нейропсихолог Кудинова Наталья Владимировна
Консультация | Стоимость | |
Невролога – нейропсихолога, к.м.н. Кудиновой Н.В. | 6 000 руб. |