"Новокузнецкая", Б.Овчинниковский пер., д.17/1, стр. 3. 9531634@nevromed.ru
Как пройти?
Записаться на прием Дистанционная консультация Часто задаваемые вопросы
Выраженное нарушение развития способности к пониманию языка, которое нельзя объяснить за счет умственной отсталости или неадекватного обучения в школе и которое не связано с первазивным расстройством развития, нарушением слуха или неврологическим расстройством.
Диагноз ставят только в том случае, если нарушение значительно мешает успехам в школе и нормальной повседневной жизни, требующей понимания вербального (или знакового) языка.
Ниже приводятся диагностические критерии для расстройства развития рецептивного языка.
Частота расстройства развития рецептивного языка варьирует от 3 до 10% у детей школьного возраста. Это расстройство встречается в 2—3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек. Хотя, проведенные исследования последних лет не выявляют разницы в частоте заболеваний в зависимости от половой принадлежности.
Причина данного расстройства неизвестна. В более ранних теориях выдвигались перцептивные дисфункции, небольшие органические поражения мозга, задержка развития и генетические факторы как возможные этиологические факторы, но определенной поддержки фактами эти теории не получили. В некоторых случаях при этих расстройствах отмечают нарушения слуховой дискриминации, поскольку большинство детей с расстройством развития рецептивного языка лучше реагируют на звуки окружающей среды, чем на звуки речи.
Это расстройство обычно обнаруживается в возрасте около 4 лет. Тяжелые формы обнаруживаются уже к 2 годам; легкие формы могут не проявляться до 7-летнего возраста (второй класс) или даже дольше, когда язык становится более сложным. У детей с расстройством развития рецептивного языка отмечается значительная задержка и пониженная по сравнению с нормой способность понимать (декодировать) вербальный или знаковый язык, хотя невербальная интеллектуальная активность у них соответствует возрасту. В большинстве случаев вербальное или знаковое выражение (энкодирование) языка также нарушено. Клинические особенности расстройства развития рецептивного языка у детей в возрасте от 18 до 24 мес. почти неотличимы от расстройства развития экспрессивного языка; ребенок не может произносить спонтанные звуки одиночной фонемы (звуковой блок) или подражать словам, произнесенным другим лицом.
У многих детей с расстройством развития рецептивного языка отмечаются нарушения слуховой модальности, и они не могут перерабатывать зрительные символы, например, содержание картины. Отмечается дефицит в сфере интеграции как слуховых, так и зрительных стимулов, например распознавание основных свойств игрушечного грузовика и игрушечного легкового автомобиля. Если ребенок с расстройством развития экспрессивного языка в 18 мес. может понимать простые команды и может указывать на знакомые предметы домашнего обихода, если его просят; ребенок с расстройством развития рецептивного языка не в состоянии указать на обычные предметы и не слушается простых команд. Ребенок с расстройством развития рецептивного языка обычно нем, однако он слышит и нормально реагирует на нелингвистические звуки из окружающей среды, но не на звуки речи. Если ребенок начинает говорить поздно, его или ее речь содержит много ошибок в произношении, например, пропуски, искажения, замены фонемы на фонему. Усвоение языка у них несколько более замедленное, чем у нормальных детей.
Дети с расстройством развития рецептивного языка испытывают также трудности при воспроизведении из слуховой и зрительной памяти и в распознавании и репродуцировании символов в нужной последовательности. В большинстве случаев на ЭЭГ обнаруживается билатеральная патология. У большинства детей с этим расстройством отмечается частичный дефект слышания правильных тонов, повышение порога слуховой активации и неспособность локализовать источники звуков. Среди родственников этих детей часто встречаются лица с припадками и нарушением чтения, чем у населения в целом.
Сопутствующими нарушениями являются нарушение развития артикуляции и плохая успеваемость. Менее часто встречаются энурез, расстройство развития координации и другие социальные и поведенческие проблемы.
В целом прогноз для расстройств развития рецептивного языка менее благоприятен, чем для расстройств развития экспрессивного языка. Прогноз хороший в легких случаях. В тяжелых случаях с нарушениями в перцептивной сфере и сенсорной интеграции, воспроизведения из памяти и в области составления предложений прогноз осторожный.
Наличие уровня понимания вербального и знакового языка с относительно сохранными интеллектуальными способностями для данного возраста значительно ниже среднего, подтверждение языковых трудностей применением стандартизированных тестов и отсутствие первазивного расстройства развития подтверждает диагноз расстройства развития рецептивного языка. В большинстве случаев расстройство развития рецептивного языка сочетается с расстройством развития экспрессивного языка. Поэтому ребенку надо предъявлять как стандартизированные тесты на рецептивный, так и на экспрессивный язык, если подозревается расстройство развития рецептивного языка.
Во всех случаях наличия у ребенка подозрения на расстройство развития рецептивного языка следует снять аудиограмму, чтобы исключить или подтвердить наличие глухоты и определить тип слухового дефицита. Тщательное изучение истории болезни и клиническое наблюдение могут помочь в постановке диагноза.
При расстройстве развития экспрессивного языка понимание речи (декодирование) остается в пределах нормы. Дети с нарушением развития артикуляции (например, с заиканием) обладают в основном нормальными языковыми способностями, несмотря на нарушение произношения. Следует исключить нарушение слуха. У большинства с расстройством развития рецептивного языка в анамнезе отмечались разнообразные и непостоянные реакции на звуки; они лучше реагировали на звуки окружающей среды, чем на звуки речи. Также следует исключить умственную отсталость, приобретенную афазию и первазивные расстройства развития.
Детям, страдающим расстройством рецептивного языка, показана терапия речи и языковая терапия показаны коррекционно-развивающие занятия со специалистом: логопедом или дефектологом.
Часто требуется психотерапия, поскольку такие дети испытывают эмоциональные затруднения и проявляют нарушения поведения. Особое внимание следует уделять улучшению самооценки ребенка и выработке у него социальных навыков. Семейные консультации должны помочь родителям найти правильную форму взаимоотношений с ребенком, что также способствует достижению хорошего эффекта терапии.
Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008