"Новокузнецкая", Б.Овчинниковский пер., д.17/1, стр. 3. 9531634@nevromed.ru
Как пройти?
Записаться на прием Дистанционная консультация Часто задаваемые вопросы
является одним из нарушений, относящихся к способности к обучению. В прошлом это расстройство было известно под разными названиями: акалькулия, дискалькулия и нарушение способности к арифметическому счету.
Нарушение способности к арифметическому счету имеет следующие клинические особенности и критерии: ежедневные дела, связанные с выполнением арифметических действий, выполняются субъектом ниже его или ее интеллектуальных возможностей, и это нарушение подтверждается стандартизированными тестами.
Ниже приведены диагностические критерии при нарушении способности к арифметическому счету:
Имеется множество способностей, которые могут быть нарушены при специфическом нарушении арифметического счета, включая лингвистические способности (такие, как понимание или называние математических терминов, понимание или называние математических операций или концепций и превращение письменных задач в математические символы), перцептивные способности (такие, как распознавание или чтение цифровых символов или арифметических знаков и объединение предметов в группы), способность к концентрации внимания (например, правильно переписать цифры, запомнить цифры, которые были «в уме», и следить за знаками действий, которые следует выполнить) и математические способности (такие, как последовательность выполнения математических операций, счет предметов и выучивание таблиц арифметических действий).
Частота возникновения нарушений способности к арифметическому счету неизвестна, но они встречаются реже, чем нарушение способности к чтению. Неизвестно также, у кого они чаще встречаются — мальчиков или девочек. Общепринято, что некоторые дети рождаются с исключительно выраженным талантом к математике и обнаруживают значительные способности к математике с раннего детства. Это указывает на возможность рождения детей также с плохими способностями к овладению арифметикой.
Причина нарушений способности к арифметическому счету неизвестна. В более ранних теориях высказывалось предположение, что в правом полушарии мозга, в частности, в затылочной доле, имеет место неврологическое нарушение. Эти области «ответственны» за переработку зрительно-пространственных стимулов, которые в свою очередь «ответственны» за математические способности. Однако эта теория не подтвердилась в последних нейропсихиатрических исследованиях.
Современная точка зрения на этиологию — многофакторность. Зрелость, когнитивные, эмоциональные, социально-экономические факторы и образование играют свою роль в развитии данного расстройства и его выраженности.
В большинстве случаев нарушение способности к арифметике может быть диагностировано в первом классе. У пораженных детей способность к овладению простыми арифметическими действиями, например счетом или прибавлением даже единиц, значительно ниже ожидаемых норм, тогда как в других областях дети обнаруживают нормальные способности.
Во время первых трех лет средней школы ребенок с нарушением способности к арифметическому счету может обнаружить определенный прогресс, опираясь на свою механическую память. Но вскоре, по мере того, как арифметика становится более сложной и требуются более высокие уровни различения и оперирования пространственными и цифровыми отношениями, наличие расстройства становится все более явным.
Некоторые исследователи подразделяют расстройство на несколько субкатегорий: 1) трудности в осознанном овладении счетом; 2) трудность в овладении кардинальными и ординарными системами; 3) трудность в выполнении арифметических операций; 4) трудность в объединении предметов в группы. Кроме того, трудности могут иметь место в понимании вербальных и зрительных символов, запоминании последовательных шагов арифметических операций, понимании устойчивости количества и нахождении принципов решения задач. При этом у детей сохраняются хорошие слуховые и вербальные способности.
Связь между нарушением способности к счету и другими, языковыми нарушениями и нарушениями общей успеваемости еще не вполне ясна. Хотя дети с нарушением развития языковых способностей, рецептивных или экспрессивных, не обязательно страдают нарушением способности к счету, оба эти расстройства часто сосуществуют, поскольку оба связаны с нарушением процесса кодирования и декодирования.
У некоторых детей с нарушениями арифметических способностей отмечаются также трудности в обучении чтению и правописанию. Дети с церебральным параличем могут иметь нарушение арифметических способностей при сохранности интеллекта в других сферах.
Сопутствующие особенности включают расстройства развития в определенных областях, в успеваемости, не связанной с арифметическими способностями, и вторичные поведенческие и эмоциональные нарушения. Еще имеют место рецептивные расстройства языка, нарушения способности к чтению, нарушение развития экспрессивной памяти и дефицит внимания. Часто у детей младшего школьного возраста с нарушением арифметических способностей эти сопутствующие нарушения являются основной жалобой. При обследовании таких детей надо выяснять, действительно ли нарушение арифметических способностей является первичным расстройством или оно сопутствует другому расстройству развития.
Нарушение арифметических способностей обычно становится явным примерно у детей 8-летнего возраста (второй класс). У некоторых детей это расстройство проявляется раньше (первый класс) или может не обнаруживаться до 10 лет (четвертый класс) или даже позже. На сегодня немного исследований посвящено изучению особенностей нарушения развития определенных способностей и академической успеваемости у детей, которым ставится этот диагноз в младшем школьном возрасте. Однако нелеченые дети с умеренным нарушением арифметических способностей или те, у которых не удается преодолеть это нарушение занятиями с репетиторами, могут обнаруживать осложнения, которые включают значительное отставание в успеваемости, слабую выраженность концепции своего «Я» недостаточное развитие самосознания, депрессию и фрустрацию. Это может приводить к отказу от посещения школы, прогулам или нарушениям поведения.
В типичных случаях нарушения развития арифметических способностей тщательное исследование успеваемости в школе позволяет выявить это расстройство в раннем детском возрасте. Точный диагноз можно поставить после того, как будут проведены арифметические тесты и их показатели окажутся намного ниже ожидаемого уровня, причем даются стандартизированные тесты на интеллект для определенного школьного возраста. Первазивное расстройство личности или умственная отсталость должны быть исключены, прежде чем подтвердится первичный диагноз нарушения развития арифметических способностей.
Нарушение арифметических способностей имеет место при умственной отсталости, где оно сопровождается глобальным нарушением интеллекта в целом. В обычных случаях, при легкой умственной недостаточности, арифметические способности могут быть значительно ниже ожидаемого уровня, если учесть возраст ребенка и его обучение. В таких случаях требуется дополнительное исследование нарушения арифметических способностей, поскольку лечение нарушения арифметических способностей очень важно для дальнейшей жизни ребенка — в том смысле, что поможет ему найти лучшую работу, чем при плохих способностях. Однако и при неадекватном обучении способности ребенка к арифметике остаются на низком уровне, о чем можно судить по показателям тестов. В этих случаях дифференциальному диагнозу помогает обследование других детей этого же класса: если и у них плохие успехи по арифметике — виновато преподавание. При нарушении арифметических способностей могут иметь место нарушения поведения и дефицит внимания с гиперактивностью и их следует исключить как первичное заболевание.
В настоящее время наиболее эффективным лечением нарушения арифметического счета является корригирующее обучение. Относительно эффективности различных методов этого обучения существует много противоречий. Однако единодушное мнение отмечается по вопросу о том, что только в том случае, если методы лечения и пособия отвечают запросам данного ребенка, они могут оказаться полезными для обучения; должен приниматься во внимание подтип расстройства и тяжесть имеющихся нарушений, а также конкретная программа обучения. Как правило, хороших результатов удается добиться при помощи нейропсихологической коррекции.
Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002
Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008