"Новокузнецкая", Б.Овчинниковский пер., д.17/1, стр. 3. 9531634@nevromed.ru
Как пройти?
Записаться на прием Дистанционная консультация Часто задаваемые вопросы
( это только дружеские советы, а не фанатичное руководство к действию!)
1. Первая ступень к успеху (режим и порядок отхода ко сну)
a) Постоянное время и место засыпания и пробуждения.
b) За один-три часа до сна постепенно убрать все возбуждающие факторы (мамины тревоги, шумные игры с папой, азартный спор с бабушкой...)
c) Теплая ванна перед сном (иногда, наоборот, ухудшает сон)
d) Выключить яркий свет (возможен ночник) и постараться убрать громкие звуки
e) Перед сном плотно накормить ребенка
f) При засыпании - пение колыбельной или чтение книг (особенно бывает полезным монотонный папин баритон), Очень легкое плавное поглаживание малыша ребенка по голове, спинке
g) Иногда, при сонных расстройствах, сдвиг времени ночного засыпания на 30-60 минут в ту или другую сторону чудесным образом улучшает сон
h) Если у ребенка два дневных сна и плохой сон ночью, иной раз бывает полезным, чередование двойных и одинарных дневных снов - при этом в день одинарного дневного сна ребенка неплохо попытаться уложить спать раньше, чем обычно
i) При фиксированных часах ночных пробуждений, некоторым деткам, возможно, будет полезен американский метод «планового поднимания»: регулярное пробуждение ребенка за 20-30 минут до предполагаемого обычного времени самостоятельного просыпания ребенка. Постепенно, продолжительность между «плановыми пробуждениями» возрастает, ребенок реже просыпается самостоятельно, и, в конце концов, начинает спать всю ночь.
2. Погода в доме (гигиена сна)
a) Кроватка должна быть чистая и сухая, располагаться в месте, наиболее удаленном от шума, света, сквозняков, электроприборов и нервных людей.
b) В кровати - жесткий матрасик, низкая подушка и одеяльце, обеспечивающее температурный комфорт
c) Кровать предназначена только для сна! Бодрствовать в ней очень не целесообразно
d) Комната хорошо проветрена, воздух только свежий, температура очень желательна не более 18-20°
e) Правильно одевайте малыша (если ему будет жарко, холодно, тесно, шершаво и др. - сон обязательно нарушиться). Некоторым деткам на первом месяце жизни требуется не тугое пеленание, так они реже будят себя во время случайных избыточных движений во сне
f) Повторюсь, хотя некоторые папы будут недовольны: нежелательно чтобы ребенок спал (да и бодрствовал тоже) вблизи работающей электроники (телевизор, компьютер, мобильный или радиотелефон и т.д.)
3. Бывает, спать днем не только полезно, но и вредно (как правильно спать днем)
a) Обычно, чем больше малыш будет спать днем, тем хуже ночью (за исключением случаев, когда ребенок днем очень сильно возбуждается и утомляется)
b) Днем обыкновенные домашние звуки (фоновый шум за окном, тихий разговор, спокойная музыка) совершенно не мешают ребенку спать. Совсем не обязательно добиваться полнейшей тишины во время дневного сна, иначе в дальнейшем даже легкий шелест крыльев бабочки будет будить малыша.
c) Не решайте за ребенка, когда ему пора кушать. Будить ребенка, потому что маме показалось, что пришло время пообедать - верх неуважения и дурной тон! (за исключением случаев, рекомендованных педиатром)
4. Без паники (тактика мамы, если малыш проснулся «не во время»)
a) Просто подождать какое-то время (от 5 секунд до нескольких минут и часов - продолжительность определяется мамой интуитивно), не заходя в комнату. В этом случае очень помогают приборы дистанционного контроля («радионяня»). Маме не стоит лететь на всех парусах при первых движениях или звуках из кровати (а может быть, сон приснился человеку?). Систематически, (без крупных скандалов!), потихонечку-полегонечку, капля за каплей, нежно и тактично мама малыша пытается увеличить продолжительность периодов «оставления без внимания» и бойкота младенческих призывов.
b) Не подходя близко, спокойно поговорить или «пошипеть», спеть песенку
c) Покачать кроватку, если не помогает - положить руку на плечо (туловище) и легонько с вибрацией потрясти ей
d) Дать соску, бутылочку с водой
e) При неэффективности - успокоить на руках
f) Если и это не помогает, покормить (очень не рекомендуется это делать ночью, особенно во втором полугодии)
g) Не рекомендуется включать яркий свет, играть с ребенком, окончательно пробуждая его.
5. Сон хорошо, но еда лучше (правильное кормление)
a) По возможности, не стоит привыкать малышу кушать в постели (особенно днем)
b) Взрослым перед сном плотно кушать не советуют, младенцам - наоборот. Попробуйте так составить график кормления, что вечером ребенок как следует проголодался и перед сном плотно поел.
c) Проследите за тем, чтобы малыш не уснул во время кормления, не доев свою обычную порцию (иногда это трудно, но выполнимо).
d) Ночное кормление должно проходить скучно и флегматично, - и никакого дополнительного общения.
e) Совсем наоборот днем: еда должна сопровождается яркими положительными эмоциями. Можно громко и радостно беседовать с ребенком, петь песенки, читать стихи, шутить и т.д. Необходимо много света и хорошего настроения. Но! Никаких телевизоров!
f) Больной вопрос: ночное кормление. После 4-5 мес. одобряются «робкие», а после 6-7 мес. и настойчивые попытки постепенного уменьшения частоты и объема ночных «обедов» и плавный переход на 5-8 часовой ночной сон без еды.
6. Посеешь привычку - пойдешь к врачу (неправильные привычки сна)
a) Игры и развлечения в кроватке, особенно перед сном
b) засыпание в постели с мамой или на руках у родителей
c) погружение в сон только при укачивании, во время еды, с пальцем во рту при перебирании маминых или своих волос
d) постоянные пробуждения с целью контроля присутствия мамы (ночные плачи, кормления)
7. Желание спать и страхи (чувство безопасности и полезные привычки сна)
a) Сон будет намного лучше, если малыш абсолютно уверен, что мама рядом, и он в безопасности
b) Любая вещь или игрушка, которая «спит» вместе с ребенком и выполняет функцию проводника-посредника, обеспечивая мысленный контакт с мамой (например, пеленка или маленькая подушечка, источающая ароматы маминого молока, мягкая игрушка, к которой малыш привык). Это некий символ взаимосвязи с мамой и гаранта безопасности, который помогает пережить малышу свою ночную потерянность
c) Нелишним будет совет укладывания ребенка в кровать уставшим и полусонным (трет свои печальные глазки, начинает киснуть), но не заснувшим. Возможно, так он быстрей научится засыпать самостоятельно
8. Спать одному или мамой? Что лучше? (решение принимает мама)
a) Большинство специалистов считают, что в обычной жизни, желание грудного ребенка спать с мамой - это норма
b) И все-таки, у некоторых мам и малышей совместный сон имеет больше минусов, чем плюсов (данная проблема находится в области компетенции психологов и неврологов)
c) Главное, выбрать момент истины - возраст отказа от совместного сна
9. Работа для педиатра (особые случаи нарушения сна)
a) Кишечные колики, обычно до двух-трех месяцев
b) Прорезывание зубов, обычно после шести месяцев
c) Аллергические реакции, кожный зуд
d) Рахит
e) Затрудненное носовое дыхание и храп (насморк, аденоиды, увеличение миндалин)
РАССТРОЙСТВА СНА, СВЯЗАННЫЕ С ДЫХАНИЕМ
Эти коварные и опасные нарушения сна вначале довольно трудно распознать, а встречаются они очень часто (по разным данным от 3 до 8%). «Плоды» таких сонных дыхательных расстройств частенько недооцениваются врачами, но бывают опасными, и даже крайне пагубными для здоровья. Наверное, каждый ребенок (да и взрослый) болел ОРЗ: насморк, кашель, нос заложен, - помните эти неприятные ощущения нехватки воздуха во сне, мешающие спать? Но это мелочи! Временные трудности, по сравнению с настоящими расстройствами сна, связанные с дыханием.
Ночью человек дышит иначе. В определенные фазы сна даже у здоровых людей иногда наблюдаются повторяющиеся случаи уменьшения дыхательной активности или кратковременной остановки дыхания (апноэ). Такие моменты могут быть связаны с наличием преграды для тока воздуха по ходу дыхательных путей (обструктивные апноэ) или с нарушением активности дыхательных мускулатуры вследствие нестабильности нервной регуляции (центральные апноэ). Если по каким-то причинам такие эпизоды становятся постоянными, частыми и продолжительными (свыше 5 эпизодов остановки дыхания длительностью более 8-10 секунд), это оказывает заметное влияние на жизнедеятельность человека, и формируется патология - расстройство сна, связанные с дыханием. Центральные дыхательные нарушения встречаются намного реже, но именно они являются самыми коварными и опасными! Нередко в таких случаях обнаруживается наследственная предрасположенность.
У ребенка ужасное поведение и трудности с обучением (например, гиперактивность и дефицит внимания)? Он жалуется на частые головные боли и сухость во рту по утрам? У него ночной храп, затрудненное дыхание только ртом, постоянная утомляемость и сонливость днем? А если ребенок просто спит беспокойно, часто просыпается от нехватки воздуха, у него ночные кошмары, и вы слышите ночной кашель? А может быть у ребенка даже задержка в развитии, повышенная потливость и ночной энурез?
Не только родители, но даже и некоторые врачи не сразу разгадывают взаимосвязь этих расстройств с патологией дыхания во сне. Но вместе с тем давно известно, что число детей с дыхательными нарушениями во сне, имеющих сложности обучения и поведения, в 3-4 раза больше чем здоровых. Если правильный диагноз установлен слишком поздно, серьезных проблем со здоровьем не избежать. Даже обычный храп может влиять на обучение и поведение ребенка, а что уж говорить о серьезных нарушениях дыхания во сне, которые могут отрицательно влиять на общее развитие ребенка и вызывать серьезные болезни сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной и других систем. Вообще, качество жизни у детей с патологией дыхания во сне может быть значительно нарушено, и они намного чаще «дружат» с различными врачами, чем здоровые дети. Степень проявлений сонных дыхательных нарушений может меняться от легкого первичного храпа до тяжелых частых остановок дыхания во сне.
В достаточной степени опасным и частым является обструктивное апноэ сна у детей (остановки дыхания во сне, обусловленное наличием препятствия по ходу дыхательных путей). По данным американской ассоциации специалистов, занимающихся расстройствами сна, такие дыхательные расстройства выявляется в любом возрасте с частотой до 2-3%, но максимум обнаруживается в возрасте 2-7 лет; у недоношенных детей такая вероятность выше в несколько раз.
Основная причина их - эпизодическое частичное или полное затруднение потока воздуха, обусловленное наличием помехи по ходу дыхательных путей. Вследствие этого возникают различные виды остановки дыхания, приводящие к срыву снабжения крови кислородом и удаления углекислого газа. По большей части у детей это связано с разрастанием аденоидов или миндалин, которые служат преградой потоку воздух в легкие. Это всегда сочетается с понижением тонуса (напряжения) мышц носо-рото-глотки во сне. Вот почему необходима консультация ЛОР-врача. Среди других частых причин встречаются частые инфекции уха-горла-носа, дыхательные аллергии, ожирение, особенности строения носоглотки, реже - болезни эндокринной и нервной системы и др.
Почти у всех детей с остановками дыхания во сне, вследствие каких-либо препятствий, отмечается храп. Он чаще всего звучный и урывочный, прерывается длительными периодами молчания, нередко даже до 30 секунд и более! При этом характерной особенностью является захватывание ртом воздуха, примерно так, как это делает рыба, которую вытянули из воды. Часто дети беспокойно мечутся в постели, вскрикивают, не могут найти себе место, просыпаются и вновь засыпают в причудливых положениях с бессознательным стремлением уменьшить препятствие потоку воздуха (например, в колено-локтевой позе или свесив голову вниз). В отдельных случаях дети пробуждаются от чувства удушья во сне или жалуются на трудности дыхания во сне. Хотя при этом всегда уменьшаются или вообще пропадают стадии глубокого сна, дети гораздо реже взрослых испытывают сонливость днем, однако у них также всегда обнаруживается исчезновение живительного действия сна. В таких случаях внимательным родителям совсем не сложно, наблюдая за ребенком во сне и бодрствовании, заподозрить сонное дыхательное расстройство и обратиться к врачу.
Что же лучше, длительно и безуспешно вести борьбу с последствиями (нарушение поведения, успеваемости, головные боли, утомляемость и т.д.), или кардинально устранить возможную причину (нарушение дыхания во сне)? Вопрос риторический.
Современные сомнологические медицинские центры, занимающиеся данной проблемой, предлагают обязательное обследование всех детей, у которых отмечается ночной храп, но в нашей стране это пока еще не вошло в систему. Иногда даже при серьезных дыхательных расстройствах во сне обследование ребенка днем не дает достоверных данных. В таких случаях основным методом исследования становится ночная полисомнография (подробно см. ниже).
Выраженная патология дыхания во сне (в частности, обструктивное апноэ сна у детей), как правило, требуют оперативного удаления аденоидов и/или миндалин. Положительный результат операции может достигать 60-100%, и все-таки она не гарантирует излечение навсегда. Кроме того, необходимо помнить, что любое оперативное вмешательство нередко сопровождается определенными осложнениями. Существуют и другие оперативные возможности. Вид операции и соотношение «риск-польза» определяет консилиум специалистов. Кроме того, хорошие результаты могут быть достигнуты при использовании во сне специальных устройств, которые обеспечивают адекватный поток воздуха в дыхательных путях. В любом случае при малейших подозрениях на патологию дыхания во сне родители должны обратиться к специалистам - это может быть педиатр, невролог-сомнолог и ЛОР-врач.
Что делать, если родители наблюдают у ребенка ...
1. Громкий храп, прерываемый остановками дыхания.
2. Беспокойный сон с частыми пробуждениями, ночные кошмары, энурез и т.д...
3. Сонливость, утомляемость, раздражительность, двигательная расторможенность, и другие нарушения поведения...
4. Невнимательность, сложности запоминание, трудности обучения и плохая успеваемость...
5. Головные боли, метеозависимость, плохая переносимость транспорта, сухость во рту по утрам, повышенная потливость...
Консультация педиатра, ЛОР-врача, невролога-сомнолога,
при необходимости специальное обследование (полисомнография)
«Умение» ребенка (или подростка) много и крепко спать, особенно днем, засыпая в любой, даже совсем в неподходящей обстановке, должно непременно насторожить родителей. И если такие неоднократные, неукротимые приступы дневного засыпания сочетаются с эпизодами мышечной слабости и/или падения, чаще во время сильных эмоций (смех, плач, ярость), вероятно речь идет о нарколепсии - серьезном нарушении сна, которое требует обязательного лечения.
Обычно, нарколепсия довольно редко встречается у детей, чаще у подростков и взрослых. Но в этом ее коварство, так как иногда даже специалисты не всегда сразу распознают эту патологию, и адекватное лечение назначается с опозданием. Иногда болезнь начинается с неявных и непостоянных трудностей во время пробуждения по утрам. Ребенку сложно вставать утром в школу, он долго остается сонливый и заторможенный, иногда отмечаются раздражительность и негативизм. Не исключено, что первыми признаками будут: утомляемость, нарушение поведения и трудности обучения.
Нарколепсия - это патология сна, преимущественно наследственного характера, для которой характерны внезапные и непреодолимые приступы «проваливания» из бодрствования в стадию быстрого сна обычно от 2-3 до 20 минут (временами до 1 часа). При этом мозг работает самым энергичным образом, ребенок может видеть сны, иногда сознание частично сохранено, но возникает ощущение сильной слабости, иногда даже падение и неспособность пошевелиться - тонус мышц всего тела снижен или даже резко падает.
А после такого приступа сна - типично ощущение свежести, возникает чувство бодрости, однако через несколько часов снова может возникать сонливость. Приступы сна чаще возникают в состоянии покоя или во время однообразной работы, особенно типично засыпание во время еды.
Нередко родители отмечают, что ребенок в момент ярких эмоциональных переживаний (ликование, хохот, плач, гнев и т.д.) неожиданно чувствует сильнейшую мышечную слабость, обмякает или даже падает, при этом, не теряя сознания. Кроме того, со всем вниманием необходимо отнестись к рассказу ребенка о снах-видениях, когда он по ночам видит рядом с собой каких-то людей или животных, но при этом ощущает свою полную обездвиженность - не может даже пошевелиться и крикнуть. Естественно, такие эпизоды не могут не вызывать у ребенка ужас и страхи. Такое сочетание сонного паралича с крайне реалистичными ночными видениями, когда ребенок не может отличить действительность от вымысла, очень характерно для нарколептических приступов. В таких случаях внеочередное, патологическое наступление фазы быстрого сна совершается именно в момент перехода от сна к бодрствованию.
Разумеется, если родители наблюдают у ребенка явления, даже незначительно похожие на вышеописанные симптомы, необходима консультация невролога-сомнолога и проведение полисомнографии.
Приступы во сне (парасомнии)
Эта очень распространенная и одновременно уникальная группа расстройств сна (парасомнии), которая наиболее часто пугает и расстраивает родителей - приступы странного поведения ребенка, связанные с внезапным, неадекватным пробуждением в несоответствующий период сонного цикла.
Мы сделаны из той же материи, что и сны,
и наша маленькая жизнь окружена сном.
Шекспир. "Буря"
Ночные страхи
Вероятно, каждый человек встречался с ночными страхами или ночными ужасами. Приблизительно через 1-3 часа после засыпания, ребенок внезапно поднимается и принимается ужасно орать истошным голосом. Мама бросается на помощь, пытается взять на руки и успокоить, но малыш не узнает ее, отталкивает, дерется, вырывается, как зверек, попавший в капкан. Ребенок в панике, дезориентирован, глаза широко открыты, взгляд неподвижный, на лице застыл ужас, реакция на окружающих отсутствует, он бьется и царапается, пытается вскочить с кровати и убежать, может кричать: "Уходи, не трогай меня!" или вопить беззвучно. Иногда малыш весь мокрый от пота, сердечко колотится часто-часто, дыхание учащенное. Такой образ действий ребенка легко объяснить - просто в этот момент ему очень-очень СТРАШНО!
Возможно, что также мгновенно и неожиданно приступ прекращается, и малыш опять крепко спит. Иногда же, попытки успокоить или разбудить ребенка не приводят к успеху, а только усугубляют проблему. В таком случае, обычно проходит от нескольких минут до получаса, прежде чем дитя окончательно проснется и успокоится.
Но даже и после этого он находиться в замешательстве и кажется растерянным, от него трудно добиться вразумительных объяснений произошедшего. Разумеется, на следующей день не остается никаких четких воспоминаний о ночных событиях.
Наиболее часто ночные страхи появляются в возрастном периоде начала отказа малышей от дневного сна. В таком случае, продолжительное время дневного бодрствования и усталость приводят к значительным напряжениям и перегрузкам в системе регуляции ритмов сна. В связи с этим фаза медленного сна становится существенно более углубленной и усиленной, что может затруднять правильный адекватный переход в фазу поверхностного (быстрого) сна. Ночные страхи неизменно взаимосвязаны с активацией определенных мозговых областей во время глубокого (медленного) сна, обычно, в первую треть ночного цикла. Упрощенно, такой механизм можно представить в виде рассогласования работы нервных центров, которое происходит во сне после накопления сильной усталости или информационных перегрузок (стрессов). При этом, отдельные системы мозга, получив дневной сильный эмоциональный заряд, легко возбуждаются и дают команду на переход в поверхностный сон, зарождая сновидения. А другие, не восстановившись, как следует, после тяжелого трудового дня, «полагают», что еще не пришла пора интенсивной работы, и продолжают находиться в глубоком крепком сне. Данное противоречие и выплескивается наружу в виде наиболее сильных и древних человеческих эмоций - страхов и ужасов.
Ночные страхи достаточно часто встречаются (от 2 до 8% всех детей), возникают, как правило, у впечатлительных детей в возрасте от 2 до 6 лет, в основном, в периоды усталости, недостатка сна или стрессов. Чаще всего ночные страхи встречаются у мальчиков, однако в период взросления эта пропорция меняется, и доля девочек возрастает примерно до половины.
Несмотря на такую картину, навевающую ужас на родителей, редкие ночные страхи обычно протекают доброкачественно, не вызывают серьезных нарушений здоровья, исчезают сами собой, и нечасто требуют лечения. Достаточно определенных режимных мероприятий, а также, врачебных советов, и проблема может быть решена. Однако, это не значит, что, даже при редких ночных страхах, родители должны спокойно ожидать, когда ребенок «перерастет» и ночные приступы закончатся самостоятельно. Так как, сознание в момент такого приступа может быть выключено, только врач-невролог, с помощью специальных методов исследования (ночной ЭЭГ-мониторинг, полисомнография) сможет распознать ночные эпилептические приступы, которые коварно прячутся под маской безобидных ночных страхов, и нуждаются в обязательном серьезном лечении.
Что делать родителям во время и после приступов ночного страха у ребенка
1. Не паниковать и не суетиться, оставаться спокойными. Ночной страх - это не криз, угрожающий душевному и физическому здоровью малыша.
2. Не совершать необдуманных действий: не стараться каким-либо способом разбудить ребенка. Обычно достаточно просто дождаться окончания приступа. Конечно, это тяжело, ничего не делать, а только смотреть: нужно обладать железной выдержкой и спокойствием.
3. Если ребенок находится в состоянии выраженного двигательного возбуждения (бьется и царапается, пытается вскочить и убежать и т.д.) - обеспечить физическую безопасность ребенка, мягко удерживая его на руках или на кровати.
4. Внимательно наблюдать за ребенком весь период приступа и после него, для того чтобы в подробностях описать это специалисту (по плану, см. ниже).
5. Если ребенок все-таки проснулся, ласково успокойте его, отвлеките, осторожно попробуйте выяснить, как он себя чувствует и что, может быть, помнит.
6. На следующий день ни в коем случае не обсуждайте ночной приступ с ребенком или в присутствии его. Это может привести к формированию невротических реакций и появлению дневных страхов и тревоги. Однако, очень аккуратно и дипломатично, не упоминая напрямую ночное приключение, нужно сделать осторожную попытку выяснить возможные воспоминания о прошедшей ночи.
7. Иногда, совсем редко, можно попробовать позволить ребенку провести остаток ночи вместе с вами в постели. Ни в коем случае не забывайте об угрозе формирования неосознанной, так называемой, «побочной пользы». Наблюдая, как испуганная мама «танцует» и суетится вокруг него, разрешает спать вместе с ней в постели, ребенок становится подсознательно «заинтересован» в таких ночных приключениях. Правда, это более характерно для ночных кошмаров. Инстинктивное желание такой «пользы» естественным образом может приводить к манипуляциям и прогрессированию данных нарушений. Именно поэтому, не стоит после приступа с энтузиазмом поить и кормить ребенка, оставлять в постели с взрослыми, и вообще, чрезмерно лелеять и холить.
8. Обязательно контролируйте режим отдыха и сна - отдохнувший и выспавшийся ребенок имеет гораздо меньшую вероятность ночных страхов. Добиться этого можно по-разному. Если нет дневного сна, можно попробовать укладывать ребенка спать днем, особенно это хорошо получается у деток более младшего возраста. Можно пытаться уложить спать вечером раньше обычного, и (или) стремиться продлить сладкий утренний сон.
9. Процесс засыпания, желательно в одно и то же время, должен быть максимально приспособлен для релаксации и успокоения ребенка. Создайте определенную церемонию отхода ко сну: рассказывание сказок, чтение книг, прослушивание музыки или звуков природы (шум дождя и ветра, морской прибой и т.д.) прекрасно помогает ребенку расслабиться и спокойно уснуть.
10. Возьмите за правило, обязательно разговаривать с ребенком перед сном и обсуждать события, произошедшие днем. Если получится войти в доверие, нужно аккуратно подтолкнуть ребенка к детальному обсуждению своих страхов, волнений и тревоги за целый день. Таким образом, уничтожатся определенные составляющие, а иногда и все стрессовое напряжение, которое аккумулировалось за целый день бурной жизни, полной стрессов и огорчений и радостей.
11. Нужно вселить в ребенка полную уверенность в прочной родительской защите и ощущение абсолютной неуязвимости. Организация процесса засыпания должна максимально обеспечивать ребенку только положительные чувства и мысли. Превосходно выручает обычная «радионяня». В таком случае, ребенок будет абсолютно уверен, что родители всегда смогут услышать посторонние ночные шумы и прийти на помощь.
12. Пространство обитания ребенка во сне (кроватка) должно быть предельно изолированным от раздражающих факторов: сильные шумы, яркий свет, излучении бытовых электроприборов и т.д. Не стоит пренебрегать достижениями цивилизации: обычная «радионяня» поспособствует раннему обнаружению ночного страха.
13. При частых ночных страхах иногда! замечательно помогает раннее «внеплановое» пробуждение. Если мягко и нежно попытаться пробудить ребенка ото сна приблизительно через 30-60 минут после засыпания, и потом опять уложить его спать, это может кардинально изменить сонный цикл и сорвать «коварные замыслы» ночных страхов.
14. Если ночные страхи повторяются и мешают жить, - необходима консультация специалиста.
15. Но! Родители должны всегда помнить - любые книжные рекомендации, даже самые умные, не являются истиной в последней инстанции и руководством к немедленным бездумным действиям. Возможно, вашему ребенку подходят совсем другие советы - анализируйте, размышляйте, слушайте свой внутренний голос.
16. И наконец, самое важное, - психологический комфорт в семье и душевное спокойствие окружающих ребенка людей.
ПЛАН ОПИСАНИЯ ПРИСТУПА
(что родителям нужно рассказать специалисту о произошедшем ночном приступе)
1. Как прошел день и поведение ребенка вечером перед приступом (сильные эмоции, новые впечатления и стрессы, телесное переутомление, дефицит сна, общее недомогание ...)
2. Точное время начала приступа (сколько часов или минут прошло после засыпания) и продолжительность самого приступа.
3. Что ребенок делал в момент приступа (кричал, вскакивал, убегал, дрался, вырывался...)
4. Как ребенок выглядел в момент приступа (паника, отсутствие реакции на окружающих, дезориентация, выражение и цвет лица, глаза открыты или нет, направление и подвижность взгляда, размер зрачков, дрожание, напряжение или подергивание мышц, обмякание ...)
5. Дополнительная информация по состоянию ребенка: сердцебиение, частое дыхание, повышенная потливость ...
6. Поведение ребенка после приступа: сразу крепко уснул, через сколько минут окончательно проснулся и успокоился, как вступает в контакт и общается, как прошел следующий день ...
(это совсем не то, что ночные страхи!)
Во время ночных кошмаров ребенок практически всегда полностью! просыпается от страшного сна. Такие сны, большей частью, очень интенсивные и красочные, обстоятельные до мельчайших деталей и, практически, неоспоримо сливающиеся с реальностью. Темы кошмарных снов типичные: опасности, погони, страдания, наказания и смерть. Они несут в себе очевидные элементы враждебности, безвыходности и гибельности, вызывая у ребенка страх такой интенсивности, что он стремительно просыпается от ужаса.
Принципиальная разница кошмаров от ночных страхов состоит именно в полном освобождении от сна, и неплохом запоминании сюжета кошмарного сновидения, которое напугало ребенка. Он может, как правило, достаточно отчетливо и подробно рассказать содержание своего кошмара. Конечно, после такого «приключения» о легком повторном засыпании не может быть и речи.
Ночные кошмары внезапно зарождаются во время фазы активного сна (с быстрыми движениями глаз) - стадии сновидений, преимущественно во второй половине ночи или под утро. Благодаря этому дети могут вспомнить и рассказать о них, не только проснувшись ночью, но и на следующий день.
Ночные кошмары весьма «популярны» у детей. Большинство ученых считают, что они встречаются у каждого второго! - третьего ребенка от 3 до 7 лет. Известна достоверная зависимость интенсивности и частоты ночных кошмаров от стрессов, избытка эмоциональной информации, сильных волнений и переживаний. В последние 20-30 лет психика детей испытывает огромные эмоциональные перегрузки и буквально бомбардируется огромных количеством стрессов самой разной силы. Телевизор, компьютер, психологическая обстановка в детсаде, школе, дома, на улице: сверстники, воспитатели, учителя, и наконец сами родители, которым требуется помощь психиатра. Этот список можно продолжать и расширять до бесконечности. Неудивительно, что с каждым годом число ночных кошмаров продолжает неуклонно расти.
В отдельных случаях, ночные кошмары протекают достаточно тяжело, и серьезно мешают жить детям и окружающим взрослым. Особенно это характерно для гиперчувствительных и эмоциональных детишек 3-5 лет, с бурной фантазией, которым затруднительно отделить сон от яви. У таких деток память о страшных ночных приключениях может служить причиной невротических расстройств, приводя к дневным истерикам, разгромному и негативному поведению. Иногда возникают страхи кровати и самого засыпания, ребенок соглашается спать только с мамой, или вообще может категорически отказываться идти в постель спать.
Редкие ночные кошмары, представляют собой крайне распространенное явление, пропадают самостоятельно, и по обыкновению, до 5-6 лет не расцениваются, как серьезная медицинская проблема. С помощью специальных установок режима и стандартных психолого-педагогических действий родителям удается довольно легко преодолеть такие житейские трудности.
Естественно, интенсивные и частые ночные кошмары, сочетающиеся с дневными нарушениями поведения, могут служит веским основанием для проведения психологической беседы или консультации психоневролога.
Что делать родителям во время и после приступов ночных кошмаров у ребенка
1. Сохранять спокойствие! Не сердиться на ребенка! Зажечь неяркий, приглушенный свет. Обнять ребенка, взять на руки, успокоить, убаюкать, отвлечь и переключить внимание. Обязательно дождаться, когда ребенок полностью успокоится.
2. Терпеливо выслушать рассказ ребенка о том, что случилось. Разобраться, осознать, что напугало малыша.
3. Попытаться объяснить ребенку причину его испуга, убедить малыша, что все в порядке (внушить ему ощущение своей близости и защищенности; пройти вместе с ним в детскую спальню, включить там свет, привести аргументированные доказательства отсутствия опасностей)
4. Спокойно дождаться, когда ребенок окончательно успокоиться и уснет.
5. В редких случаях, вероятно, стоит попробовать разрешить ребенку провести остаток ночи вместе с вами в постели. Помните о легкости, с которой у ребенка возникают элементы манипуляции и плохая привычка спать вместе с взрослым.
6. На следующее утро после ночного кошмара не стоит сразу, без предварительной подготовки, говорить об этом с ребенком или в его присутствии. Подобные непродуманные разговоры могут способствовать развитию и фиксации страхов и тревог. Если же ребенок сам начинает говорить о своих страхах, нужно переключить его внимание и максимально отвлечь от этой темы.
7. В будущем, необходимо попробовать самостоятельно выявить и ликвидировать те стрессовые факторы, которые, вероятно, могут приводить к ночным кошмарам
8. Если же вы сможете убедить ребенка в его способностях контролировать данные страхи (обычно, это делается с помощью психолога), - кошмары пропадают.
9. Если ночные кошмары становятся частыми и сильными, нарушают обычный порядок жизни - необходима консультация психолога.
10. Придумайте вместе с ребенком одного или нескольких «охранников и заступников» от кошмаров. Мягкие игрушки (собачка или медвежонок), солдатик, микрорадиоприемник, фонарик-ночничок послужат прекрасным успокаивающим инструментом в борьбе с кошмарами.
11. Особенности режима отдыха и сна, организация процесса засыпания - такие же, как при ночных страхах (см. пункты 7-12).
12. Последнее, самое главное, не боюсь повториться - психологический комфорт в семье и душевное спокойствие окружающих ребенка людей.