Эпилепсия у детей и подростков

Руководство для родителей

М.Ю. Никанорова, Е.Д. Белоусова, А.Ю. Ермаков

Составители:

руководитель отдела психоневрологии и эпилептологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Министерства Здравоохранения Российской Федерации, руководитель Детского научно-практического противосудорожного центра Министерства Здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор Марина Юрьевна Никанорова.

ведущий научный сотрудник отдела психоневрологии и эпилептологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Министерства Здравоохранения Российской Федерации, кандидат медицинских наук Елена Дмитриевна Белоусова.

старший научный сотрудник отдела психоневрологии и эпилептологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Министерства Здравоохранения Российской Федерации, кандидат медицинских наук Александр Юрьевич Ермаков.

Издание осуществлено при поддержке компании Санофи - Синтелабо

Уважаемые родители!

Данная брошюра адресована тем, у кого в семье ребенок страдает эпилепсией. Если у Вашего ребенка возникли эпилептические приступы, Вы, разумеется, проконсультировались с врачом. Однако, как показывает практика, после первой консультации у родителей остается немало вопросов, касающихся оказания неотложной помощи в случае появления приступа, лечения и перспектив дальнейшего развития ребенка. Мы надеемся, что в данной брошюре Вы найдете ответы на интересующие Вас вопросы.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЧТО ТАКОЕ ЭПИЛЕПСИЯ

Эпилепсия (древнегреческое слово "Epylepsis") в переводе обозначает что-то вроде "собирать, накапливать". Эпилепсия - заболевание, известное со времен глубокой древности. Долгое время среди людей существовало мистическое представление об эпилепсии. В античной Греции эпилепсия ассоциировалась с волшебством и магией и называлась "священной болезнью". Считалось, что эпилепсия связана с вселением в тело духов, дьявола. Бог насылал ее на человека в наказание за неправедную жизнь.

Упоминание об эпилепсии встречается и в Евангелии от св. Марка и от св. Луки, где описано исцеление Христом мальчика от вселившегося в его тело дьявола. В средние века отношение к эпилепсии было двойственным. С одной стороны, эпилепсия вызывала страх, как заболевание, не поддающееся лечению, с другой стороны - она нередко ассоциировалась с одержимостью, трансами, наблюдавшимися у святых и пророков. Христианские теологи отмечали, что отдельные отрывки Корана свидетельствуют, что Магомет страдал эпилепсией. Его приступы сопровождались заведением глазных яблок, конвульсивными движениями губ, потливостью, храпом, отсутствием реакции на окружающее. Предполагается, что эпилепсией страдали также св. Иоанн и св. Валентин.

Тот факт, что многие великие люди (Сократ, Платон, Эмпедокл, Магомет, Плиний, Юлий Цезарь, Калигула, Петрарка, император Карл V) страдали эпилепсией, послужил предпосылкой для распространения теории, что эпилептики - люди большого ума. Однако впоследствии (XVIII век) эпилепсия нередко стала отождествляться с сумасшествием. Больные эпилепсией госпитализировались в дома для умалишенных или отдельно от других пациентов. Госпитализация больных эпилепсией в дома для умалишенных и изоляция от других больных продолжались вплоть до 1850 года. В 1849 году, а затем в 1867 году в Англии и 1ермании были организованы первые специализированные клиники для больных эпилепсией.

В течение многих десятилетий эпилепсия считалась одним заболеванием. В настоящее время представление об эпилепсии существенно изменилось. По современным представлениям эпилепсии - группа разных заболеваний, основным проявлением которых являются эпилептические приступы. На основании достижений современной науки было показано, что эпилептический приступ возникает в результате нарушений процессов возбуждения и торможения в клетках коры головного мозга. Головной мозг состоит из плотного сплетения нервных клеток, связанных между собой. Клетки преобразуют возбуждение, воспринятое органами чувств, в электрический импульс и в виде электрического импульса передают его дальше. Поэтому эпилептический приступ можно сравнить с электрическим разрядом наподобие грозы в природе.

Далеко не каждые судороги являются эпилепсией. Любой ребенок может хотя бы однократно перенести судороги в определенных ситуациях, например, при высокой температуре (фебрильные судороги), после вакцинации, при тяжелой черепно-мозговой травме. При наличии однократного эпизода судорог всегда надо установить конкретную причину, их вызвавшую и определить, возможен ли переход тех или иных судорог в эпилепсию. Следует также помнить о том, что многие серьезные заболевания нервной системы, такие, как энцефалит и менингит, могут начинаться с судорог на фоне температуры. Родителям важно определить симптомы у детей, поэтому всегда, когда Вы сталкиваетесь с судорогами у ребенка, Вам следует обратиться к врачу.

Классическим примером ситуационно-зависимых судорог, вызываемых только определенным провоцирующим фактором (лихорадкой) являются фебрильные судороги. Фебрильные судороги - судороги, наблюдающиеся в возрасте от 3 мес до 5 лет, связанные с лихорадкой. Инфекции нервной системы (менингит, энцефалит), протекающие нередко с высокой температурой и судорогами, к этой группе не относятся. Частота фебрильных судорог составляет 3 - 5 % в детской популяции. Как правило, судорожный приступ у ребенка возникает на фоне сопутствующего заболевания (чаще респираторно-вирусной инфекции) и вызван подъемом температуры до высоких цифр. Если судорожный приступ носит короткий (в течение нескольких минут) характер, то как правило, он не оказывает повреждающего действия на мозг.

Важно отметить что симптомы эпилепсии у ребенка до года и подростка, совершенно разные, что существуют простые и сложные фебрильные судороги. Простые фебрильные судороги составляют 80-90 % всех фебрильных судорог. Характерными особенностями простых фебрильных судорог являются:

• единичные эпизоды;

• короткая продолжительность (не более 15 мин);

• генерализованные тонико-клонические пароксизмы (потеря сознания, вытягивание и напряжение конечностей, их симметричное подергивание). Сложные фебрильные судороги характеризуются следующими признаками:

• повторяемость в течение 24 часов;

• продолжительность более 15 мин;

• фокальный (очаговый) характер - отведение взора вверх или в сторону, подергивание одной конечности или части конечности, остановка взора и т.д.

Дифференциация фебрильных судорог на простые и сложные имеет принципиально важное значение для прогноза течения заболевания. В большинстве случаев фебрильные судороги имеют благоприятный прогноз и самостоятельно исчезают после 5-6 лет. Лишь у 4-5 % детей с фебрильными судорогами наблюдается в дальнейшем переход в эпилепсию. Наиболее часто в эпилепсию трансформируются сложные фебрильные судороги. Поэтому дети, перенесшие хотя бы один эпизод сложных фебрильных судорог, составляют группу риска и нуждаются в тщательном и длительном (до 5- 7 лет) наблюдении как педиатром, так и неврологом.

Другими ситуациями, при которых возможны так называемые "случайные" судороги, являются недостаточность минералов (кальция, магния), низкий уровень сахара в крови (у детей с сахарным диабетом), отравление, электротравма, солнечный удар. Данные судороги обычно носят редкий, чаще однократный характер и не возникают при отсутствии провоцирующего фактора.

Диагноз "эпилепсия" может быть установлен лишь в том случае, если у ребенка отмечалось 2 или более эпилептических приступов, возникших без четких провоцирующих факторов. Таким образом, основным отличием эпилепсии от судорог является:

• повторяемость эпилептических приступов;

• отсутствие провоцирующих факторов, вызвавших развитие приступов.

В настоящее время известно более 40 различных форм эпилепсии, отличающихся возрастом начала заболевания, клиническими проявлениями и прогнозом. Важно отметить, что существуют как доброкачественные формы эпилепсии, так и прогностически неблагоприятные. 70-80 % эпилепсии хорошо поддаются лечению, некоторые формы эпилепсии самостоятельно прекращаются без терапии в возрасте 13-15 лет. В большинстве случаев интеллект больных эпилепсией нормальный, психическое развитие не страдает.

Принципиально важное значение имеет своевременное установление правильного диагноза - конкретной формы эпилепсии. Диагноз должен устанавливаться специалистом эпилептологом. От правильности установления диагноза зависит стратегия лечения и прогнозирование течения заболевания

<< к оглавлению

КАК ЧАСТО ВСТРЕЧАЕТСЯ ЭПИЛЕПСИЯ?

Эпилепсия является одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы. Эпилепсия встречается с одинаковой частотой во всем мире, и независимо от расы около 0,5 - 1 % населения страдают этой болезнью. Ежегодно регистрируемая заболеваемость эпилепсией, исключая фебрильные судороги и единичные пароксизмы, варьирует от 20 до 120/100.000 новых случаев в год, в среднем - 70/100.000. Только в странах СНГ этой болезнью болеют около 2,5 млн. человек В Европе, население которой составляет приблизительно 400 млн. человек, около 2 млн детей страдают эпилепсией. Эпилепсия нередко сочетается с другими заболеваниями и патологическими состояниями - хромосомными синдромами, наследственными болезнями обмена веществ, детским церебральным параличом. Так, частота эпилепсии у больных с детским церебральным параличом составляет 19 - 33%

ПОЧЕМУ МНОГИЕ РОДИТЕЛИ БОЯТСЯ ДИАГНОЗА ЭПИЛЕПСИИ?

Страх диагноза эпилепсии связан со многими факторами - боязнью общественного порицания, "устрашающими" клиническими проявлениями болезни (крик, внезапное падение, содрогание всего тела, непроизвольное мочеиспускание и т.д.), страхом развития нервно-психических нарушений (в том числе умственной отсталости), постоянным ожиданием приступа и невозможностью его контроля, неверием в возможности современной медицины, вероятностью передачи болезни по наследству потомству. Отчасти, предубеждение против диагноза эпилепсии идет из глубины веков, то есть в какой-то мере традиционно. Так, в Греции и Риме была распространена точка зрения, что эпилепсия является заразной болезнью. Считалось, что эпилептик был "нечистым"; любой, кто прикасался к нему, становился добычей демона. Античные авторы отмечали, что больной эпилепсией жил в обстановке стыда, презрения и горя. В Х-Х1 веках для обозначения эпилепсии появился термин "падучий дьявол", а затем - "падучая болезнь". Предполагалось, что эпилептические приступы не вызываются собственной силой дьявола, а возникают, когда в теле человека нарушается внутренний баланс и оно становится подвластным дьявольскому влиянию. В XIII веке церковью распространялась точка зрения, что падучей болезнью можно заразиться через дыхание больного. Отголоски подобных предрассудков отчасти живы и поныне.

В этой связи даже врачи нередко боятся ставить диагноз эпилепсии и прибегают к более неконкретному и, как им кажется, более "мягкому " диагнозу эпилептического или судорожного синдрома. Данное решение является, однако, ошибочным. Диагноз "эпилептический синдром" означает лишь констатацию факта, что у ребенка имеются судороги. Врач обязан "раскрыть" перед родителями диагноз, установить на основе современной классификации конкретную форму болезни.

Все это свидетельствует о том, что диагноз "эпилепсия" всегда индивидуален и ни в коей мере не является "клеймом", обрекающим больного и его семью на многочисленные несчастья. Единственное, о чем должны помнить родители ребенка с эпилепсией, -о необходимости квалифицированной консультации, целью которой является установление точного диагноза. Только при точном диагнозе возможен правильный подбор терапии и, соответственно, во многих случаях "освобождение" больных от судорог.

<< к оглавлению

КАКОВЫ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ЭПИЛЕПСИИ?

Существует значительное число факторов, способствующих возникновению эпилепсии. Немаловажная роль принадлежит и наследственной предрасположенности. Замечено, что в тех семьях, где имеются родственники, страдающие эпилепсией, вероятность развития эпилепсии у ребенка выше, чем в тех семьях, где заболевания у родственников отсутствуют. В последние годы убедительно доказана наследственная природа ряда форм эпилепсии, обнаружены гены, ответственные за их возникновение. В то же время ошибочно мнение, что эпилепсия обязательно передается по наследству. В подавляющем большинстве случаев эпилепсия не является наследственной болезнью, то есть не передается от отца или матери к ребенку. Многие формы эпилепсии имеют мультифакториальную природу, т.е. обусловлены совокупностью генетических и приобретенных факторов. Вклад генетических факторов значителен, но не является решающим.

При некоторых формах эпилепсии, которые получили название симптоматических, причиной развития заболевания является повреждение головного мозга вследствие:

• врожденных аномалий его развития;

• внутриутробных инфекций;

• хромосомных синдромов;

• наследственных болезней обмена веществ;

• родовых повреждений центральной нервной системы;

• инфекций нервной системы;

• черепно-мозговой травмы;

• опухолей.

<< к оглавлению

КАКИЕ СВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ СООБЩИТЬ ВРАЧУ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА?

В большинстве случаев врач не имеет возможности видеть особенности приступа у ребенка, и основным источником информации о характере приступа являются родители или близкие родственники. Поэтому в зависимости от того, насколько достоверно и объективно родители расскажут врачу о том, что было с ребенком, зависит и правильность диагноза. Для установления формы эпилепсии родители должны ответить на следующий перечень вопросов, исключительно важных для диагноза:

• возраст появления эпилептических приступов;

• характер приступа (положение головы, глаз, движения в конечностях, напряжение или расслабление всего тела, изменение цвета лица, величины зрачков);

• начало приступа (внезапное, постепенное);

• продолжительность приступа (секунды, минуты);

• особенности поведения ребенка перед началом и после окончания приступа (бодрствование, сон, беспокойство, раздражительность, возбудимость и т.д.);

• возможные провоцирующие факторы (температура, недостаток сна, физическое переутомление, психологические стрессы, просмотр телевизора, яркий свет, компьютерные игры, менструация и т.д.);

• время возникновения приступа (до или после пробуждения, днем, перед сном или после засыпания, ночью);

• первая помощь, которая оказывалась больному при приступе (расстегивание тугой одежды, обеспечение проходимости дыхательных путей, поворот головы набок, предупреждение ушибов и травм, введение лекарственных препаратов и т.д.).

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НАЧИНАЕТСЯ ЭПИЛЕПСИЯ?

Эпилептические приступы могут появиться у человека в любом возрасте - от периода новорожденности (первый месяц жизни) до глубокой старости. Наиболее часто судороги встречается у детей до 15 лет, приблизительно половина всех судорог, случающихся у человека за всю его жизнь, приходится на этот возраст. Наибольший риск развития судорог имеют дети в возрасте от 1 до 9 лет.

<< к оглавлению

КАКИМ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДПРИСТУПНОЕ СОСТОЯНИЕ БОЛЬНОГО С ЭПИЛЕПСИЕЙ?

У большей части больных с эпилепсией приступы наступают внезапно и неожиданно, как "гром среди ясного неба". У некоторых больных за несколько часов перед приступом отмечаются нервозность, беспокойство, головокружение, головная боль.

Нередко перед приступом возникает аура. Аура - часть приступа, предшествующая потере сознания, о которой больной помнит после его восстановления. Слово "аура" (лат. "бриз", греч. "воздух") вошло в медицинскую терминологию во времена Галена и было предложено не врачом, а больным. Один из пациентов древнеримского врача при описании ощущений, испытываемых в момент приступа, отметил: 1 это начинается с ноги и поднимается вверх по прямой линии, проходя через бедро, а потом по боку тела к шее и голове, и как только коснется головы, я уже ничего не чувствую... Это похоже на легкий холодный бриз..." [О. Темкин, 1924].

Как, правило, аура имеет очень кратковременный характер и продолжается всего несколько секунд. В зависимости от характера ощущений, ауры подразделяются на:

• соматосенсорные (ощущения онемения, покалывания, чувство невозможности движения в конечности);

• зрительные (внезапная кратковременная потеря зрения, вспышки света, фигуры, пятна разного цвета, образы людей, животных перед глазами, изменения восприятия формы и величины окружающих предметов и т.д.);

• слуховые (звон в ушах, скрежет, скрип, больные могут слышать голоса, музыку);

• обонятельные (внезапно возникающие ощущения какого-либо запаха, преимущественно неприятного - гниения, горелой резины, серы и т.д.);

• вкусовые (ощущения какого-либо вкуса во рту - соленого, горького, кислого, сладкого);

• эпигастральные (ощущения "порхания бабочек", "взбивания сливок" в верхней части живота);

• психические (внезапно возникающее чувство страха, тревоги, ощущения уже испытанного в прошлом или никогда не испытанного ощущения). Важным признаком ауры является ее повторяемость от приступа к приступу. Испытывая ауру, больной знает, что за ней последует приступ, и старается в этот момент сесть или лечь, чтобы избежать падения или ушибов во время потери сознания. Врачу необходимо знать подробности о характере ощущений, которые испытывает больной во время ауры (период предвестников приступа), так как они указывают на ту область мозга, в которой начинает приступ.

<< к оглавлению

КАКОВ ХАРАКТЕР ЭПИЛЕПТИЧЕСКИХ ПРИСТУПОВ?

Эпилептические пароксизмы чрезвычайно разнообразны, и для правильного диагноза необходимо четко рассказать врачу о том, как выглядят приступы. При этом имеет большое значение, протекают ли приступы с потерей или без потери сознания. Состояние сознания ребенка в момент приступа нередко интерпретируется родителями неправильно. Так, если ребенок во время приступа не отвечает на вопросы, родители расценивают это как нарушение сознания. Вместе с тем, существуют приступы, сопровождающиеся остановкой речи при ясном сознании. Напротив, если ребенок продолжает начатое действие или движение, родители полагают, что сознание не нарушено. Однако возможность автоматических движений или действий не исключает нарушения сознания. Для правильной оценки сознания ребенка в момент приступа родители могут провести следующий тест:

Тестирование больного в момент приступа:

"Чувствуешь ли ты что-нибудь?"

"Что ты чувствуешь, где?"

"Как тебя зовут?"

"Подними вверх правую (левую) руку."

"Запомни слово, которое я назову."

Показать предмет: "Что это такое?"

"Запомни этот предмет".

Тестирование больного по окончании приступа:

"Когда у тебя был последний приступ?"

"Какой последний момент перед приступом ты помнишь?"

Ориентация после приступа:

"Как тебя зовут?"

"Где ты находишься?"

"Какое сегодня число?"

Полное нарушение сознания:

  • отсутствие ответов на вопросы в момент приступа
  • отсутствие выполнения команд в момент приступа
  • полная амнезия (невозможность вспомнить слово и предмет, показанные во время приступа).

Частичное нарушение сознания:

  • отсутствие ответов на вопросы в момент приступа
  • отсутствие выполнения команд в момент приступа
  • частичная амнезия (больной помнит, что ему называли слово и/или показывали предмет, но не может вспомнить, какое слово или предмет)

Сохранное сознание:

  • способность отвечать на вопросы в момент приступа
  • способность выполнять команды в момент приступа
  • способность вспомнить слово и предмет после приступа

Сохранное сознание при наличии остановки речи:

  • отсутствие ответов на вопросы в момент приступа
  • способность выполнения команд в момент приступа
  • способность вспомнить слово и предмет после приступа

При описании самого приступа родители должны обратить внимание на следующие особенности:

  •  ощущает ли ребенок приближение приступа (описать, какие ощущения он испытывает перед началом приступа)
  • положение тела ребенка в момент приступа (не изменено, резкое падение, постепенное оседание или обмякание и т.д.)
  • положение головы и глаз (не изменено, отведение вверх или в сторону)
  • положение конечностей (не изменено; напряжение одной конечности, половины тела или всего тела; подергивания или вздрагивания в части конечности, одной конечности, половине тела иди во всем теле)
  • автоматические движения (жевание, глотание, чмоканье, педалирование ногами, стереотипные движения руками и т.д.)
  • наблюдается ли непроизвольное мочеиспускание в момент приступа
  • вегетативные симптомы (бледность или покраснение лица, расширение зрачков, учащение или урежение дыхания, учащение или урежение пульса, рвота)

На основании данного родителями описания приступов врач классифицирует их на генерализованные и парциальные (фокальные), что имеет принципиальное значение для проведения адекватной противосудорожной терапии.

Генерализованные приступы - приступы, начальные клинические и электрофизиологические проявления которых свидетельствуют о вовлечении в патологический процесс обоих полушарий мозга. Парциальные приступы - приступы, начальные клинические и электрофизиологические проявления которых свидетельствуют о вовлечении в патологический процесс одной или нескольких областей одного полушария мозга. Генерализованные эпилептические приступы в подавляющем большинстве случаев характеризуются потерей сознания. К генерализованным приступам относятся: тонико-клонические, тонические, клонические, миоклонические, атонические приступы и абсансы (табл. 1).

Таблица 1

Проявления генерализованных эпилептических приступов

Тип приступа Состояние сознания

Проявления

Тонико-клонический нарушено Внезапное падение, крик, глаза открыты и отведены вверх или в сторону, напряжение и вытягивание конечностей с обеих сторон, затем - симметричное подергивание конечностей, прикус языка, непроизвольное мочеиспускание; после приступа - сон
Клонический нарушено Симметричное подергивание конечностей
Тонический нарушено Глаза приоткрыты и отведены вверх, напряжение и вытягивание конечностей, либо - напряжение и сгибание рук в сочетании с напряжением и вытягиванием ног
Миоклонический нарушено, редко - сохранено Резкие внезапные, кратковременные (секунды)вздрагивания всем телом, либо - одной конечности или отдельных мышц
Атонический нарушено Резкое внезапное падение, расслабление (обмякание)всего тела
Типичные абсансы нарушено Кратковременное(5-10 сек)замирание, застывание взора, внезапное прерывание речи и движений
Атипичные абсансы частично сохранено Замирание в течение 10-60 секунд, застывание взора, прекращение или автоматическое продолжение начатого действия.

Парциальные эпилептические приступы подразделяются на простые и сложные. Простые парциальные приступы протекают при сохранном сознании, тогда как сложные парциальные приступы характеризуются его нарушением (табл. 2).

Таблица 2

Тип приступа Состояние сознания

Проявления

Простой парциальный сохранено
  1. Подергивание мышц половины лица, части конечности, одной конечности или половины тела
  2. непроизвольный поворот головы и глаз в сторону
  3. внезапная остановка речи с полной невозможностью говорить
  4. чувство покалывания, ползания мурашек в одной конечности или половине тела
  5. внезапная кратковременная потеря зрения, светящиеся круги перед глазами, вспышки света
  6. внезапно возникающий кратковременный шум в ушах, звон, скрежет
  7. внезапно возникающие кратковременные ощущения какого-либо запаха или вкуса во рту
Сложный парциальный частично сохранено или нарушено Период предвестников приступа (аура): кратковременные повторяющиеся от приступа к приступу различные ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные и т.д.); автоматические движения (жевание, глотание, чмоканье, облизывание губ, педалирующие движения ногами, стереотипные движения руками и т.д.)

<< к оглавлению

КАКОВА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРИСТУПОВ?

Оценка продолжительности приступа чрезвычайно важна для его характеристики и выбора тактики ведения больного. Как правило, волнение родителей во время судорог у ребенка не дает им возможности четко оценить продолжительность первого приступа, он кажется всегда более продолжительным, чем был в действительности. При повторных приступах родителям необходимо фиксировать их продолжительность по часам. У большинства больных эпилептические приступы продолжаются от нескольких секунд до 1-5 минут. Короткие однократные приступы являются относительно безопасными и прекращаются самостоятельно. В ряде случаев приступы могут повторяться один за другим. Если ребенок в промежутках между эпилептическими приступами приходит в сознание, то такие приступы называются серийными. Если в промежутке между приступами сознание не восстанавливается, и продолжительность каждого приступа составляет не менее 15 минут, то такое течение судорог называется "эпилептическим статусом". Эпилептический статус является состоянием, угрожающим жизни ребенка из-за возможности развития отека мозга. При возникновении эпилептического статуса ребенок должен быть немедленно госпитализирован.

КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭПИЛЕПТИЧЕСКОГО ПРИСТУПА?

Последствия эпилептических приступов различны. Кратковременные однократные эпилептические приступы не оказывают повреждающего действия на клетки головного мозга, тогда как длительные пароксизмы и особенно эпилептический статус приводят к необратимым изменениям и гибели нервных клеток. Наибольшая опасность подстерегает детей при внезапной потере сознания - возможны ушибы, травмы, несчастные случаи. Эпилептические приступы имеют и негативные социальные последствия. Невозможность контроля над собой в момент приступа, страх перед возникновением приступов в общественных местах, в школе, в присутствии друзей "заставляют" многих страдающих эпилепсией детей вести уединенный образ жизни, избегать общения со сверстниками.

<< к оглавлению

КАКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕОБХОДИМО ПРОВОДИТЬ ПРИ ЭПИЛЕПСИИ?

Для подтверждения диагноза "эпилепсия" необходимо проведение электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющей регистрировать как нормальную, так и патологическую деятельность головного мозга. Электроэнцефалография - безопасный и доступный метод регистрации и оценки суммарной электрической активности мозга. Условно говоря, это некая "мозговая кривая", которая имеет различный характер в нормально функционирующем головном мозге и в головном мозге, охваченном эпилептическим разрядом. Проведение ЭЭГ у ребенка с судорогами преследует две основные цели: 1) электроэнцефалографическая оценка характера приступа (парциальный он или гене-рализованный); 2) оценка эффективности терапии. На ЭЭГ, записанной во время приступа, отчетливо видно, в каких именно отделах мозга возникает эпилептический приступ и как он распространяется. При эффективной противосудорожной терапии, как правило, отмечается исчезновение эпилептических изменений на ЭЭГ кривой. В то же время невозможно по кривой ЭЭГ судить об интеллектуальном развитии ребенка и о его поведении. Следует также помнить о том, что вне эпилептического приступа ЭЭГ кривая может иметь нормальный характер, что не противоречит диагнозу эпилепсии. ЭЭГ регистрируется в период бодрствования, при необходимости - во сне, в меж-приступном периоде и в момент приступа. Наиболее информативной является запись ЭЭГ во время приступа. В силу своей безопасности и безболезненности, ЭЭГ можно проводить повторно и так часто, как это рекомендует врач. В настоящее время наиболее информативной методикой для определения характера приступа является одновременная видеозапись приступа и регистрация ЭЭГ. Данная методика получила название ЭЭГ- видеомониторинга.

Нейрорадиологические исследования (компьютерная томография головного мозга или магнитно-резонансная томография головного мозга) проводятся для поиска структурных изменений в мозге (порок развития, опухоль, травма), которые могут быть причиной развития эпилептических приступов. Иногда обнаруживаются изменения, характерные для определенных заболеваний, сочетающихся с эпилепсией, например, туберозного склероза, цитомегалии, токсоплазмоза. Если при нейрорадиологическом обследовании изменения в головном мозге отсутствуют, это свидетельствует в пользу более доброкачественного течения и благоприятного прогноза эпилепсии. ребенка с эпилепсией предпочтительнее использовать магнитно- резонансную томографию головного мозга (МРТ), являющуюся более безопасным и информативным методом исследования в сравнении с компьютерной томографией. У маленьких детей, которые не способны лежать неподвижно в течение 10-15 минут, проведение нейро-радиологических исследований требует медикаментозного сна (с введением препаратов типа реланиума или седуксена) или общего наркоза.

В отдельных случаях причиной судорог у детей являются хромосомная патология, болезни обмена веществ, при которых необходимы дополнительные исследования -определение хромосомного набора, биохимические исследования крови и мочи.

Однако, несмотря на применение самых современных методов исследования, далеко не всегда удается найти причину эпилепсии у ребенка. Тем не менее, данный факт не должен вызывать у родителей сомнений в диагнозе эпилепсии и препятствовать ее правильному лечению.

<< к оглавлению

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ВОЗНИКЛИ СУДОРОГИ?

В большинстве случаев развернутый приступ (генерализованный тонико-клонический) продолжается от одной до трех минут и, несмотря на "угрожаюший" характер, не оказывает повреждающего действия на головной мозг. Поэтому, как правило, медикаментозная терапия такого кратковременного приступа не проводится.

Существуют определенные правила поведения родителей и оказания неотложной помощи при судорожном приступе у ребенка

1. При наличии ауры (предвестников приступа), необходимо положить ребенка на спину на кровать или на пол, расстегнуть воротник и освободить от тесной одежды.

2. Изолировать ребенка от любых повреждающих предметов (острые углы и края, вода).

3. Не паниковать, вести себя спокойно. Соблюдать тишину и внимательно наблюдать за течением приступа. Зафиксировать продолжительность приступа по часам.

4. Повернуть голову ребенка набок во избежание аспирации слюны и западения языка.

5. При возникновении рвоты удерживать ребенка (без применения силы) в положении на боку.

6. Ни в коем случае нельзя применять никаких предметов (шпатель, ложка) для разжатия челюстей.

7. Не давать никаких лекарств или жидкостей перорально (через рот).

8. Находиться возле ребенка до полного прекращения приступа.

9. Не тревожить ребенка после приступа и, в случае наступления сна, дать ему выспаться.

10. При подозрении на фебрильный приступ измерить температуру тела.

При более длительных судорогах возможно применение назначенных врачом противосудорожных средств, но не через рот, так как ребенок не способен их проглотить, и их противосудорожный эффект наступает нескоро - через 15-30 минут. Предпочтителен, прост в употреблении, безопасен и быстр ректальный метод введения препарата. Кроме того, введение препарата ректально не требует специальных медицинских навыков, стерильных условий и может осуществляться родителями больного. Наиболее часто с целью купирования продолжительных судорог ректально вводится диазепам.

Диазепам для ректального применения выпускается в виде растворов и суппозиториев, при этом доза препарата составляет 0,2-0,5 мг/кг. Начинается противосудорожное действие раствора диазепама через 4 - 5 минут, а пик концентрации в сыворотке при ректальном введении раствора диазепама достигается в пределах 15 мин.

<< к оглавлению

НУЖНО ЛИ ЛЕЧИТЬ ЭПИЛЕПСИЮ?

За редкими исключениями (доброкачественные формы болезни, фебрильные судороги), эпилепсию обязательно следует лечить. Необходимость лечения обусловлена тем, что при частых судорогах формируется замкнутый круг, каждый предшествующий судорожный приступ" прокладывает дорогу" следующему, возбуждая нейроны коры головного мозга. Только адекватная, своевременно назначенная терапия способна разорвать данный порочный круг. Задержка с назначением противосудорожной терапии может приводить к драматическим последствиям - развитию умственной отсталости, задержке психомоторного развития. В большинстве случаев, чем раньше начинается лечение детей, тем лучше бывает его результат и тем быстрее наступает выздоровление.

Кроме того, частые и даже редкие эпилептические приступы существенно снижают качество жизни больного. Например, ребенок, который не лечится и, соответственно, имеет более высокий риск судорожного приступа, чаще травмируется, у него выше опасность внезапного падения с потерей сознания на улице, в детском учреждении, в школе. Возможны серьезные автотранспортные происшествия, падения с лестниц, опасно самостоятельное купание в водоеме или ванне. Частые приступы приводят также к снижению успеваемости в школе, ребенок не может заниматься спортом и физкультурой, реже ходит в гости и на общественные мероприятия. Длительные судороги, и, особенно, эпилептический статус могут вызывать гибель нейронов коры головного мозга. Доказано, что своевременная и адекватная терапия способствует снижению продолжительности судорог и профилактике возникновения эпилептического статуса.

КОГДА СЛЕДУЕТ НАЧИНАТЬ ЛЕЧЕНИЕ ЭПИЛЕПСИИ?

Вопрос о том, когда начинать лечение эпилепсии у детей - один из самых сложных и принципиальных вопросов. Альтернатива выбора довольно ответственна и требует точной диагностики. С одной стороны, врач во многих случаях имеет отчетливую перспективу добиться полного контроля над приступами, с другой - он не может не знать и не предвидеть тех неблагоприятных последствий, которые возможны при длительном приеме антиконвульсантов. История знает немало примеров болезни у великих людей - Ю. Цезарь, Ф.М. Достоевский, В.Ван Гог, Г.Флобер и др. - которые страдали "падучей", не получая лечения, и долгое время сохраняли творческий потенциал. Трудно сказать, как могли бы повлиять антиконвульсанты на творческую активность гениев. Однако, подобные примеры единичны. Гораздо чаще наблюдаются ситуации, когда несвоевременная терапия является причиной инвалидизации.

Тем не менее, по мнению большинства неврологов, длительное назначение проти-восудорожной терапии после первого судорожного приступа не рекомендуется. Единичный судорожный приступ, хотя и является настораживающим относительно возможности развития заболевания, вовсе не означает наличия у больного эпилепсии. Однократные судорожные пароксизмы нередко могут возникать под влиянием различных факторов - лихорадки, метаболических нарушений (гипогликемии, гипокальциемии, гипомагнезиемии), уремии, острой инфекции, отравления и др. Устранение данных факторов приводит к купированию приступов.

Главным условием для назначения длительной противосудорожной терапии наличие повторных, стереотипных, спонтанно возникающих приступов.

<< к оглавлению

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ЭПИЛЕПСИИ?

Основными принципами терапии эпилепсии являются:

• лечение одним противосудорожным препаратом (антиконвульсантом) -монотерапия;

• регулярность;

• длительность (не менее 3 лет);

• индивидуальность.

Долгое время популярным методом терапии являлся подбор "чудотворной смеси". Многими клиницистами в России широко применялись лекарственные смеси - смесь Серейского, Воробьева, включавшие подобранные по эмпирическому принципу препараты различного спектра действия. И до сих пор нередко терапия начинается с применения сразу нескольких антиконвульсантов. Фармакологические и клинические исследования показали, что монотерапия обладает существенными преимуществами в сравнении с политерапией (комбинацией антиконвульсантов):

• высокая клиническая эффективность;

• меньшая вероятность побочных эффектов;

• отсутствие нежелательных взаимодействий антиконвульсантов, приводящих к снижению эффективности лечения.

Основными недостатками применения комбинаций антиконвульсантов являются:

• невысокая терапевтическая эффективность;

• высокий риск побочных эффектов и развития лекарственной токсичности;

• взаимодействия антиконвульсантов, способствующие снижению эффективности их действия.

Соответствие препарата типу приступов и форме эпилепсии

Важно отметить, что не существует универсального противосудорожного препарата, одинаково эффективного для разных типов приступов и разных форм эпилепсии. Тот препарат, который помог ребенку Ваших знакомых, может оказаться совершенно неэффективным у Вашего собственного ребенка. Выбор препарата должен осуществляться врачом на основании правильно поставленного диагноза определенной формы. В настоящее время «золотым стандартом» лечения эпилепсии у детей и взрослых во всем мире признаны такие противосудорожные препараты, как вальпроат натрия (Депакин, Депакин Хроно) и карбамазепин (Тегретол, Финлепсин), Именно данные антиконвульсанты являются в большинстве случаев «стартовой терапией». При необходимости могут применяться другие противосудорожные препараты. Однако важно подчеркнуть, что все вопросы, связанные с терапией Вашего ребенка, должен решать врач. Никогда не следует заниматься самолечением, которое может нанести вред здоровью ребенка. Несоответствие препарата характеру приступов может привести к их учащению и ухудшению состояния ребенка (так называемая аггравация эпилепсии).

Вы знаете, что эпилепсия вызывается нарушением функций нервных клеток, которые иногда из - за большого возбуждения или слабого торможения дают эпилептический разряд. Оба этих действия необходимо выровнять, поэтому все противосудорожные средства действуют на активность клеток головного мозга. Они либо стабилизируют мембрану нервных клеток так, что бы они стали менее чувствительны к раздражению, либо тормозят передачу возбуждающих веществ.

Противосудорожный препарат должен даваться в достаточной (терапевтической) дозе

Наиболее распространенной ошибкой в лечении эпилепсии является прием низкой, не оказывающей необходимого терапевтического действия, дозы противосудорожного препарата. При этом создается ложное впечатление о неэффективности препарата, и процесс лечения эпилепсии затягивается. Доза препарата рассчитывается врачом индивидуально для каждого пациента и каждого препарата. Расчет суточной дозы производится на килограмм веса ребенка, затем определяется кратность приема препарата. Различные противосудорожные препараты имеют различную кратность приема - от одного до трех раз в день. Б последние годы лучшими фармацевтическими компаниями выпускаются противосудорожные препараты с контролируемым высвобождением действующей субстанции, так называемые Хроно и ретард формы (Депакин Хроно, Тегретол Ретард). Таблетка Депакина Хроно, например, состоит из микроцеллюлярнои матрицы в которую «вставлены» молекулы вальпроевой кислоты и вальпроата натрия. При проглатывании таблетки сначала вальпроевая кислота очень быстро всасывается в кровь до определенного уровня концентрации и затем вальпроат натрия равными частями на протяжении длительного времени «выходит» из микроцеллюлярнои матрицы, поддреживая этот уровень (сама пустая матрица может выходить из кишечника в неизменном виде). Это позволяет избежать пиков концентрации вальпроатов в крови (на пике концентрации чаще возникают побочные действия препарата) и резкого снижения концентрации вальпроатов в крови (когда лечебное действие вальпроатов падает). Для каждого больного с приступообразным течением болезни постоянное и равномерное поддержание уровня лекарства в крови особенно важно.

Таким образом, применение антиконвульсантов с контролируемым высвобождением действующей субстанции способствует поддержанию постоянной концентрации препарата в крови в течение суток, что существенно улучшает переносимость и повышает эффективность лечения, а также позволяет сократить количество приемов препарата до 1-2 раз в сутки.

Терапия должна начинаться с минимальной дозы противосудорожного препарата

Доза препарата увеличивается постепенно с постоянным вниманием по отношению к возможным побочным действиям и изменениям в клинической картине заболевания. Медленное увеличение дозы, как правило, обеспечивает более редкие и менее тяжелые побочные эффекты.

• Два противосудорожных препарата и более должны назначаться только при неэффективности монотерапии.

• Лечение должно быть регулярным и проводиться достаточно продолжительное время.

Изменения в терапии должны проводится только по согласованию с лечащим врачом

Продолжительность терапии антиконвульсантами должна составлять несколько лет - от 2 - 3 лет при доброкачественных формах эпилепсии до 5 -10 лет при злокачественных. Противосудорожный препарат необходимо принимать ежедневно, не должно быть перебоев в приеме. Преждевременный обрыв терапии может вызвать длительные и тяжелые судороги, иногда с развитием эпилептического статуса. Только врач способен решить вопрос о безопасности и целесообразности отмены противосудорожного препарата.

<< к оглавлению

БЕЗОПАСНЫ ЛИ ПРОТИВОСУДОРОЖНЫЕ ПРЕПАРАТЫ?

Необходимо помнить о том, что противосудорожные препараты, как и многие другие лекарства, имеют нежелательные (побочные) действия, Побочные реакции могут быть немедленными (сразу после приема того или иного препарата), дозо-зависимыми (связанными с дозой) и хроническими (при длительном приеме препарата). Родителям следует внимательно ознакомиться с листком-вкладышем, который приложен к препарату, и в случае появления вопросов, их следует немедленно задать врачу. Наиболее частыми дозо-зависимыми эффектами при применении противосудорожных средств могут быть головокружение, шаткость при ходьбе, двоение в глазах, сонливость, тошнота и рвота. Аллергические реакции на введение противосудорожных препаратов обычно проявляются в виде кожной сыпи, однако, могут вызвать и серьезные осложнения, такие как печеночная недостаточность и угнетение кроветворения, С целью профилактики побочных эффектов доза противосудорожных препаратов всегда увеличивается медленно и постепенно.

Наиболее "тревожными" являются первые несколько дней приема препарата, когда может иметь место его непереносимость либо дозозависимый эффект. По истечении нескольких дней риск возникновения побочного действия снижается, и в дальнейшем возможны только хронические побочные эффекты. Во избежание хронических побочных эффектов ребенку следует проводить так называемый клинический и лабораторный мониторинг, то есть контроль за деятельностью внутренних органов, нервной системы и параметров крови и мочи. Один раз в три месяца ребенка, получающего противосудорожные препараты, следует показать педиатру, провести ультразвуковое исследование внутренних органов, электрокардиограмму, общий и биохимический анализ крови,

Если первая или вторая попытки назначения противосудорожного препарата не принесли успеха, не следует терять терпение. Лечение эпилепсии - процесс длительный, требующий тесного сотрудничества и доверия между врачом, ребенком и его родителями. Для анализа врачом эффективности проводимой терапии родителям необходимо вести так называемый дневник или календарь приступов.

ЧТО ТАКОЕ "ДНЕВНИК ПРИСТУПОВ"?

Дневник или календарь приступов - это запись данных о дате, времени, характере и продолжительности эпилептического приступа у пациента. Родители ведут строгий учет частоты приступов, возможных провоцирующих факторов, получаемых препаратов и их дозировок, возникающих побочных проявлений. В специализированных стационарах иногда выдают специально разработанные формы дневников. Однако форма дневника может быть произвольной, главное - четкость фиксации приступов. Только на основании дневника врач может получить впечатление об эффективности противосу-дорожных препаратов. Особенно высока ценность дневника приступов в тех ситуациях, когда родители обращаются к новому врачу или ребенок имеет длительную (в течение нескольких лет) историю болезни с применением самых разных противосудорожных средств.

<< к оглавлению

ОТЛИЧАЕТСЯ ЛИ ЛЕЧЕНИЕ ФЕБРИЛЬНЫХ СУДОРОГ ОТ ЛЕЧЕНИЯ ЭПИЛЕПСИИ?

Как правило, молодые родители, впервые сталкивающиеся с острым эпизодом фебрильных судорог, бывают психологически не подготовлены, находятся в растерянности и не знают, каковы должны быть их действия. Внимание родителей в первую очередь должно быть обращено на доброкачественное в большинстве случаев течение фебрильных судорог (2-5 % исходов в эпилепсию, среди которых - немалый процент трансформации в доброкачественные эпилептические синдромы). То есть родителям необходимо понять, что вероятность трансформации фебрильных судорог в тяжелые формы эпилепсии в целом невелика. Вместе с тем родители должны знать, что вероятность развития повторного пароксизма фебрильных судорог достаточно велика и предсказать ее довольно реально, Абсолютно исключить рецидив фебрильных судорог практически невозможно. Поэтому родители должные следовать всем вышеперечисленным правилам поведения и оказания помощи ребенку с судорогами

Хотя приступ и провоцируется высокой температурой, следует избегать и излишнего переохлаждения. Клинический опыт показывает, что холодные ванны, обтирание спиртом, применение вентиляторов, не оказывают существенного благоприятного эффекта и иногда вызывают дискомфорт, негативно влияющий на течение пароксизмов.

Это связано с тем, что сильное снижение температуры может вызвать метаболические нарушения в организме, которые способствуют второй волне температурной реакции в ответ на инфекцию. Родители должны также знать, в каких случаях необходимо немедленно показать ребенка врачу:

• продолжительность фебрильных судорог более 10 мин;

• повторные фебрильные судороги, в интервале между которыми сохраняется нарушение сознания;

• манифестация первого эпизода фебрильных судорог у детей моложе 6 мес;

• наличие неврологических симптомов (длительное нарушение сознания,

постприступный паралич и т.д.).

Препаратом первой очереди выбора для купирования фебрильных судорог является диазепам, назначаемый в виде раствора для ректального введения либо внутривенно в дозе 0,5 мг/кг (смотри выше).

В настоящее время наиболее целесообразным методом профилактики возникновения фебрильных судорог считается так называемая интермиттирующая профилактика, при которой противосудорожный препарат применяется только на фоне сопутствующего заболевания с температурой, а не постоянно. Приверженцы метода интер-миттирующей профилактики считают, что длительная терапия не оправдывает себя, поскольку риск трансформации фебрильных судорог в эпилепсию относительно невелик, а длительная терапия антиконвульсантами не дает абсолютных гарантий в профилактике рецидивов фебрильных судорог и обычно сочетается с побочными эффектами, некоторые из которых имеют необратимые последствия (влияние на нервно-психические функции). Комплекс интермиттирующих профилактических мероприятий включает назначение жаропонижающих препаратов и антиконвульсантов. Профилактику фебрильных приступов можно проводить фенобарбиталом, вальпроатами, бензодиазе-пинами. Вопрос о выборе тактики профилактики (постоянная или интермиттирующая), препарате и его дозе обязательно решается врачом.

<< к оглавлению

МОЖНО ЛИ ВЫЛЕЧИТЬ ЭПИЛЕПСИЮ?

Часто родители задают вопрос о том, какое лечение эпилепсии может считаться успешным. Благодаря успехам современной фармакотерапии в 70-75 % случаев возможен полный контроль приступов при применении одного антиконвульсанта (противосудорожная монотерапия). Таким образом, большинство эпилепсии являются лечимыми и излечимыми заболеваниями. Однако необходимо помнить, что разные формы эпилепсии имеют различное течение и прогноз. Существует ряд форм эпилепсии, которые называются «катастрофическими* и характеризуются ранним началом заболевания (первые 3 года жизни), высокой частотой приступов, задержкой нервно-психического развития ребенка, резистентностью (устойчивостью) приступов к противосудорожной терапии. Учитывая данный факт, врач и родители должны понимать, что цели лечения благоприятных и катастрофических форм эпилепсии отличаются. Основными целями лечения благоприятных форм эпилепсии являются:

• полный контроль приступов;

• отсутствие побочных эффектов терапии;

• наименьшая стоимость и простота лечения.

В случае катастрофической эпилепсии врач, как правило, вынужден применять комбинации двух, а иногда и трех противосудорожных препаратов. Цели терапии катастрофических эпилепсии включают:

• максимальное снижение частоты приступов;

• достижение переносимых побочных эффектов;

• минимальное влияние эпилепсии и противосудорожных препаратов на нервно-психическое развитие ребенка.

Установление катастрофического характера эпилепсии, прогнозирование течения заболевания и обсуждение с родителями целей и особенностей лечения является непосредственной задачей врача.

Одной из причин резистентности (устойчивости) приступов к противосудорожным препаратам может быть структурный дефект в мозге. В настоящее время многие формы эпилепсии, при которых имеется структурный дефект в головном мозге, успешно лечатся хирургическим путем.

Что такое хирургическое лечение эпилепсии?

Показаниями к хирургическому лечению эпилепсии являются;

• отсутствие эффекта противосудорожных препаратов;

• парциальная эпилепсия;

• наличие у ребенка эпилептического фокуса - очага патологической активности клеток мозга, являющегося причиной возникновения приступов. Процесс отбора пациентов для нейрохирургического вмешательства сложен и имеет довольно длительный характер. Вопрос о необходимости нейрохирургического вмешательства решается коллегиально детскими неврологами, нейрохирургами и психологами, при этом тщательно оцениваются возможный риск операции и предполагаемая ее эффективность.

<< к оглавлению

ЧТО ТАКОЕ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ ЭПИЛЕПСИИ?

Если противосудорожные препараты не позволяют полностью устранить приступы, и хирургическое лечение не показано, родители нередко теряют надежду и утрачивают веру в «официальную медицину». Привлеченные сенсационными сообщениями в печати, на радио или телевидении, они обращаются за помощью к специалистам по так называемым нетрадиционным методам лечения. При этом родителям, как правило, сообщают о необходимости прерывания противосудорожной терапии, поскольку «систематический прием химических веществ отравляет организм и приводит к снижению психических функций». Однако замена антиконвульсантов на «чудодейственные» средства (травы, свежие и высушенные клетки, магические порошки, лазерные и электромагнитные методы терапии) не только не приносит улучшения в состоянии ребенка, но нередко влечет за собой значительное ухудшение вплоть до развития эпилептического статуса вследствие внезапного прерывания противосудорожной терапии.

Вместе с тем, существуют методы альтернативной (неантиконвульсантной) терапии, положительно зарекомендовавшие себя при резистентных, т.е. устойчивых к противосудорожным препаратам, формах эпилепсии. Среди данных методов альтернативного лечения наиболее эффективными являются гормональная терапия (адренокортико-тропный гормон), кетогенная диета (диета, обедненная белками и углеводами и содержащая повышенное количество жиров), а также иммунотерапия. Однако необходимо подчеркнуть, что вопрос о назначении альтернативной терапии всегда решается врачом. Врач обязан проинформировать родителей о возможности проведения подобного лечения, обсудить с ними вероятность улучшения состояния ребенка и возможные побочные эффекты.

МОЖЕТ ЛИ РЕБЕНОК С ЭПИЛЕПСИЕЙ ПОСЕЩАТЬ ОБЫЧНЫЙ ДЕТСКИЙ САД И ШКОЛУ?

Некоторые детские сады отказываются принимать к себе детей, больных эпилепсией. В целом, это - неправильно. Если эпилептические приступы находятся под контролем или отмечаются редко, а ребенок не страдает умственной отсталостью, подобный отказ не оправдан. Для ребенка, больного эпилепсией важно, чтобы его не считали инвалидом. Эпилептические приступы для него - временные эпизоды, которые не должны заслонять от него нормальную жизнь, Если же у ребенка имеются явные нарушения психического развития или частые ежедневные приступы, плохо поддающиеся терапии, то большую пользу ребенок получит в специализированном детском саду или школе. Некоторые дети с эпилепсией, которые первоначально обучались в специализированной школе, после улучшения их состояния могут переводиться в обычные школы.

Воспитатель в детском саду и учитель в школе, должны быть информированы о болезни ребенка и о правилах оказания первой помощи при судорожных состояниях, Для ребенка, который обучается по обычной школьной программе, наличие эпилептических приступов в большинстве случае не служит оправданием для плохой успеваемости и учитель должен относится к ребенку как к совершенно здоровому. Дети или подростки, страдающие эпилептическими приступами, но без нарушений психики способны безо всяких оговорок выдерживать все требования учебного процесса. Необходимо достижение договоренности между родителями и медицинским персоналом учреждения о возможности дневного приема противосудорожного препарата, если это необходимо. Возможно участие ребенка, больного эпилепсией, в коллективных поездках при предварительном согласовании с его родителями.

<< к оглавлению

МОЖЕТ ЛИ РЕБЕНОК С ЭПИЛЕПСИЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?

Дети с эпилептическими приступами, которые находятся под медикаментозным контролем, вполне могут заниматься физкультурой и спортом. С целью самоутверждения, преодоления чувства физической неполноценности, повышения социальной интеграции врачи должны поощрять больных эпилепсией в занятиях спортом.

Однако необходимо освободить ребенка от занятий на спортивных снарядах, где существует опасность падения (брусья, кольца, бревно и т.д.). Не следует также заниматься верховой ездой, лыжным и конькобежным спортом, прыжками с трамплина, нырянием с аквалангом. Больным с не полностью контролируемыми приступами разрешается езда на велосипеде только в шлеме. Повышенный риск существует, конечно, при плавании. Плавать ребенок с эпилепсией может только в присутствии взрослых, знающих о его приступе. Особенно бдительными должны быть родители во время купания ребенка с эпилепсией в открытом водоеме. Купание в холодной воде или при большом контрасте температур воды и воздуха может служить провоцирующим фактором развития эпилептического приступа. Даже в домашних условиях не следует закрывать дверь в ванную при купании ребенка и прибегать к экстремальным температурным воздействиям (исключительно высоким или низким температурам воды).

Если частые приступы мешают участию в спортивных соревнованиях, то с ребенком следует чаще гулять на свежем воздухе или делать вольные упражнения на полу.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕЖИМ ДНЯ И ОТДЫХА РЕБЕНКА С ЭПИЛЕПСИЕЙ?

Важным условием лечения ребенка с эпилепсией является соблюдение определенных правил режима дня. Дети с эпилепсией должны ложиться спать в фиксированное время и иметь полноценный 8-часовой сон. Недосыпание может явиться провоцирующим фактором эпилептического приступа. В тех случаях, когда родители замечают связь приступов с просмотром телепередач, количество проводимого перед телевизором времени следует ограничить, а в отдельных случаях, когда связь между просмотром телепередач и приступом очевидна ("телевизионная" эпилепсия) вообще исключить данные виды нагрузок

Диета ребенка с эпилепсией должна быть обычной. Следует лишь ограничить избыточный прием соли и острых блюд, а у подростков - алкоголя.

КАК РАЗГОВАРИВАТЬ С РЕБЕНКОМ О ЕГО ЗАБОЛЕВАНИИ?

Родителям желательно не говорить с ребенком о его болезни в присутствии посторонних людей. Спрашивать о его самочувствии лучше наедине. Не нужно выражать поверхностного утешения и сочувствия - "не вешай голову" и т.п., это как раз то, чего ребенок не хочет. Если Ваш ребенок уже подрос, то все разговоры в семье о приступах должны вестись откровенно и честно. Деловое обсуждение предотвращает развитие жалости по отношению к самому себе. Необходимо дать ребенку уверенность в том, что Вы всегда придете ему на помощь, если это необходимо, но в то же время совершенно нет необходимости следить за каждым его шагом.

Окружающие ребенка, его товарищи и одноклассники не обязательно должны знать о его заболевании. Если Вы считаете нужным сообщить им об этом, то лучше это сделать в небольшой группе, рассказать об особенностях болезни и попросить помочь больному ребенку.

<< к оглавлению

КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ЭПИЛЕПСИИ У ПОДРОСТКОВ?

Подростковый возраст является переходным от детского ко взрослому. У подростков изменяется стиль жизни, они реже бывают дома, больше общаются со сверстниками, чем с родителями, в этот период появляются новые увлечения (вождение мотоцикла, автомобиля, видеоигры, дискотеки и т.д.), первый сексуальный опыт. Стремясь соответствовать уровню взрослых, подростки нередко перенимают их привычки (алкоголь, курение и др.), их влечет рискованное, иногда девиантное, т.е. отличное от нормального в социальном смысле, поведение. Трудности в адаптации к новому социальному статусу, которые часто испытывают даже здоровые подростки, могут усугубляться при наличии у подростка эпилепсии.

С точки зрения эпилепсии, всех подростков можно разделить на 2 группы: 1) подростки, у которых эпилепсия началась в детском возрасте; 2) подростки с вновь диагностированной эпилепсией. Одним из важных вопросов, который часто беспокоит родителей детей с эпилепсией, является вопрос о том, как повлияет подростковый возраст на течение заболевания. Необходимо отметить, что в подростковом возрасте может отмечаться как улучшение, так и ухудшение состояния ребенка с эпилепсией. При ряде форм эпилепсии, начавшихся в детстве, в подростковом возрасте наступает полная ремиссия - прекращение приступов и отмена противосудорожной терапии. В то же время, существуют формы эпилепсии, течение которых у подростков усугубляется - появляются новые виды приступов, повышается их частота, возникают выраженные нарушения поведения. Кроме того, некоторые эпилепсии возникают исключительно в подростковом возрасте. Распространенность эпилепсии у подростков в возрасте 12-19 лет составляет 18 - 24 на 100.000.

<< к оглавлению

С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ МОГУТ СТОЛКНУТЬСЯ РОДИТЕЛИ ПОДРОСТКОВ, СТРАДАЮЩИХ ЭПИЛЕПСИЕЙ?

Круг проблем, с которыми сталкиваются родители подростков, больных эпилепсией, достаточно широк. Наиболее важными среди них являются психологические проблемы и проблемы, обусловленные непосредственным влиянием эпилепсии на качество жизни подростка. Согласно данным нейропсихологических исследований, у подростков с эпилепсией нередко наблюдается нестабильность формирования личности. Многие подростки, страдающие эпилепсией, стремясь во что бы то ни стало соответствовать общему уровню, нарушают запреты врачей и родителей (нерегулярный сон, прием алкоголя, занятия потенциально травматичными видами спорта и др.), отрицают свою болезнь, не принимают противосудорожные препараты. Не признавая авторитет родителей, учителей, врачей, некоторые больные эпилепсией подростки испытывают повышенное доверие к друзьям и даже зависимость от них. Вместе с тем, возможна и обратная ситуация, когда подростки с эпилепсией находятся в социальной изоляции, чувствуют себя отверженными сверстниками. Некоторые из них, стесняясь своего заболевания, умышленно не заводят друзей и подруг. Эпилепсия у подростка оказывает влияние и на внутрисемейные отношения, проявляющееся гиперопекой со стороны родителей и снижением социального опыта самого подростка. Наличие большого числа проблем, с которыми сталкиваются подростки, страдающие эпилепсией, и их родители, определяет необходимость консультации психолога. Психолог может не только помочь выявить существующие проблемы, но и найти пути их решения.

Учитывая особенности подросткового возраста, врач совместно с родителями должен определить тактику наблюдения и лечения подростка с эпилепсией. Врачу следует обсуждать все вопросы не только с родителями, но и с самим подростком непосредственно. Особое внимание следует уделить следующим аспектам:

• употребление алкоголя и курение;

• просмотр телевизионных передач, видеоигры, посещение дискотек;

• режим сна и отдыха;

• занятия спортом;

• прием оральных контрацептивов девушками-подростками;

• вождение автомобиля;

• профессиональная ориентация.

Подросток должен знать, что недостаток сна, излишний прием алкоголя, а в ряде случаев светомузыка и видеоигры могут провоцировать эпилептические приступы. Родителям и врачам необходимо понимать, что круг запретов должен быть очерчен максимально четко. Излишние запреты могут вызывать негативизм со стороны подростков, приводить к нарушениям приема противосудорожных препаратов, неблагоприятно отражаться на общем самочувствии подростка и снижать качество жизни.

<< к оглавлению

МОГУТ ЛИ ВИДЕОИГРЫ И ПРОСМОТР ТЕЛЕПЕРЕДАЧ ВЫЗВАТЬ ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ ПРИСТУП?

Исследования французского фонда изучения эпилепсии показали, что нет необходимости запрещать видеоигры всем детям и подросткам, больным эпилепсией. Видеоигры и просмотр телепередач могут послужить толчком к припадку только у детей и подростков со фотосензитивной эпилепсией (форма эпилепсии при которой припадки вызываются ритмичными световыми мельканиями).

Вообще неспецифическая повышенная чувствительность к ритмическим световым мельканиям часто встречается у детей и подростков с идиопатической генерализованной эпилепсией. При собственно фотосензитивной форме эпилепсии приступы у больных вызываются мельканием окружающих их источников света (сверкание и отражение солнца сквозь деревья, на поверхности воды, стробоскопы на дискотеках, экраны телевизоров и световые пушки в видеомониторах). Кроме того, у некоторых детей наблюдаются приступы, вызываемые видом ярких контрастных геометрических фигур.

В случаях, когда фотосензитивность не полностью блокируется лечением, можно применять некоторые способы, снижающие риск приступа у детей и подростков, которые особенно увлекаются видеоиграми и телевизором. Это уменьшение диагонали экрана - расстояние до экрана должно быть в 4 раза больше диагонали (расстояние в 1 м - менее опасно, чем в 50 см, особенно в случае экранов в 50 Гц); снижение контрастности экрана - хорошее освещение в непосредственной близости зрителя; прикрывание одного глаза ладонью при приближении к экрану; регулярные перерывы в видеоиграх или просмотре телевизионных программ; использование экрана в 100 Гц, а не в 50 Гц.

МОЖЕТ ЛИ МОЛОДАЯ ЖЕНЩИНА, СТРАДАЮЩАЯ ЭПИЛЕПСИЕЙ, ИМЕТЬ ДЕТЕЙ?

В большинстве случаев эпилепсия и ее лечение не исключает совместное проживание с человеком противоположного пола, брак и материнство. Перед беременностью и во время ее необходимо специальное наблюдение врача. Министерством Здравоохранения России выпущены в 2001 году методические указания № 200ЩЗО «Терапевтическая тактика при эпилепсии во время беременности», где даны подробные указания и рекомендации по ведению женщин, страдающих эпилепсией, во время беременности.

<< к оглавлению

ЭПИЛЕПСИЯ И КОНТРАЦЕПЦИЯ

Молодым женщинам, больным эпилепсией, следует по возможности избегать про-тивоэпилептических лекарств, которые вызывают индукцию печеночных ферментов, то есть усиливают и/или ускоряют метаболизм (разрушение) в печени оральных конта-цептивов и снижают эффективность их действия. Таким женщинам необходимо проконсультироваться с врачом о том, какие противоэпилептические лекарства им лучше сочетать с противозачаточными средствами, принимаемыми внутрь. Некоторые противоэпилептические средства, такие, как, например, Депакин Хроно, обладают наименьшей способностью к индукции печеночных ферментов.

КАКУЮ ПРОФЕССИЮ В ДАЛЬНЕЙШЕМ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ПОДРОСТОК, СТРАДАЮЩИЙ ЭПИЛЕПСИЕЙ?

Многие молодые люди, у которых судороги находятся под контролем, успешно заканчивают среднюю школу и учатся в колледжах и высших учебных заведениях. Список возможных профессий бесконечен, так как люди с редкими эпилептическими приступами могут работать врачами, учителями, юристами, социальными работниками и получить другие специальности. С другой стороны, существуют ограничения для водителей грузовиков, автобусов, а также для летчиков. Серьезные трудности возникают, если подросток с эпилепсией стремится стать военным или работать в милиции. Ему не следует ориентироваться также на профессию ныряльщика или пожарника. Если избегать данных исключений, то молодые люди с эпилепсией могут сделать вполне успешную профессиональную карьеру, дарующую им уверенность в себе и приносящую удовлетворение.

Предубеждение в отношении эпилепсии является серьезным фактором, лимитирующим трудоустройство больных молодых людей. Работодатели, узнав о диагнозе, нередко не нанимают на работу больных эпилепсией. Больные эпилепсией при поступлении на работу часто скрывают свой диагноз, чтобы не лишиться возможности адекватного трудоустройства. Несмотря на тот факт, что "стигматизация" больных эпилепсией является достаточно распространенной точкой зрения, большинство трудоустроенных больных с эпилепсией чувствуют себя полноценными членами общества. Обобщая представленные данные, следует отметить, что большинству больных эпилепсией не требуется специальная помощь для того, чтобы стать социально активными членами общества. Больные эпилепсией имеют равные с остальными членами общества права на поиск работы, выбор профессии и трудоустройство.

<< к оглавлению

КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЕНКА С ЭПИЛЕПСИЕЙ?

Эпилепсия может проявляться в различные возрастные периоды. Она может сочетаться как с нормальным интеллектом, так и с некоторыми отклонениями в поведении (эмоциональностью, агрессивностью). На родителях лежит серьезное бремя ответственности за правильное формирование личности больного эпилепсией ребенка. Известный психоаналитик, Юнг, обращал внимание на важную роль родителей в формировании психики ребенка: "У детей своеобразная патология, Как его тело в эмбриональный период представляет собой часть материнского тела, так и его психика в течение многих лет является частью духовной атмосферы родителей. Это объясняет, почему многие детские неврозы - это по сути своей скорее симптомы духовного состояния родителей, нежели собственного заболевания ребенка. Психика детей лишь отчасти принадлежит им самим - по большей части она все еще зависит от психики родителей, такая зависимость нормальна и ее нарушение вредно для естественного роста детской психики", Нередко излишняя тревога за судьбу ребенка, постоянное чувство ожидания приступа, необоснованное чувство вины за "порочную наследственность" приводят к искажению представления о тактике воспитания ребенка. Многие родители пытаются создать ребенку чрезмерно комфортные условия существования, ограничивают его контакты с окружающими и сверстниками. Подобная гиперопека, а также само заболевание вызывает у детей чувство неполноценности и закомплексованности. Такие дети вырастают социально не адаптированными и во многих случаях, несмотря на отсутствие приступов, чувствуют себя "ущербными". Постоянная нетребовательность к ребенку не развивает его способностей, в то же время завышенные требования к нему вызывают вредный стресс. Таким образом, представляется гораздо более правильным вселить оптимизм в ребенка и обеспечить ему гармоническое воспитание, так как это делается по отношению к здоровым детям. В результате такого подхода к воспитанию дети будут развиваться социально адаптированными и не будут чувствовать себя обреченными. Разумное решение - рассматривать ребенка как обыкновенного, нормального маленького человека, которому повышенная забота нужна только в области здоровья.

<< к оглавлению