Консультация детского психолога

/npsycho.jpegРазвитие психики ребенка — сложнейший процесс. С первого дня жизни начинается формирование высших психических функций; их структура усложняется и перестраивается по мере взросления. На каждом возрастном этапе ребенок решает определенные задачи развития, сталкивается с новой системой социальных требований.

Задача детского психолога — своевременная оценка психического развития. Уже начиная со второго месяца жизни, можно сказать, правильно ли развивается ребенок, и в случае необходимости подобрать индивидуальную программу психологического сопровождения, направленную на полную реализацию имеющегося у ребенка потенциала. Основываясь на результатах обследования, можно заключить, в занятиях с каким именно специалистом (логопедом, дефектологом, психологом) нуждается ребенок, а также дать рекомендации родителям по организации адекватной развивающей среды для ребенка в домашних условиях.

Диагностика психического развития особенно актуальна при подготовке ребенка к таким переломным моментам в его жизни, как поступление в детский сад и начало школьного обучения, так как столкновение с новой системой требований для любого ребенка сопряжено с опасностью дезадаптации. Своевременная диагностика позволяет осуществлять эффективную профилактику возможных трудностей.

Психологическая диагностика входит в комплекс обследований, направленных на всестороннюю оценку состояния нервной системы ребенка. Работают совместно невролог и психолог: невролог оценивает состояние нервной системы, психолог - высшие психические функции (восприятие, память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера) и решает задачи их коррекции.

Первым этапом диагностики является консультация врача-невролога, оценивающего объективное состояние нервной системы. Задача психологической диагностики — оценка влияния выявленных особенностей нервной системы на способность ребенка к обучению и на его социальную адаптацию в целом.

Диагностика психического развития детей дошкольного возраста проводится в игровой форме в присутствии родителей. Процедура обследования позволяет психологу гибко подстраиваться под индивидуальные особенности каждого ребенка. Обследование детей младшего школьного возраста и подростков представляет собой моделирование различных видов деятельности, в первую очередь — учебной.

Методики

Обследование проводится с использованием методик, подтвержденных многолетним опытом ведущих отечественных и зарубежных специалистов по детскому психическому развитию:

  • комплекс нейропсихологических и патопсихологических методик, направленных на качественную оценку развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы
  • методики Векслера, позволяющие произвести объективную оценку интеллекта
  • комплекс методик для детей раннего и дошкольного возраста, разработанный в Институте коррекционной педагогики РАО

Показания для обращения к детскому психологу:

  • задержка психического и/или речевого развития
  • трудности школьного обучения
  • невнимательность (в том числе как проявление СДВГ - синдрома дефицита внимания и гиперактивности)
  • проблемы поведения (агрессия, детские капризы, «истерики»)
  • трудности взаимодействия со сверстниками
  • социальная дезадаптация (например, непонимание правил поведения в обществе, в частности в школе, детском саду)
  • проблемы воспитания