Полушария мозга взаимодействуют, помогая нам запоминать события

Обладают ли выходцы из леворуких семей лучшей памятью? Согласно данным недавно проведенного исследования, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Полученные результаты также помогают объяснить, почему дети не помнят событий приблизительно до возраста 4 лет, когда межполушарные связи полностью развиваются.

Доктора философии Стивен Д. Кристман (Stephen D. Christman) и Рут Проппер (Ruth E. Propper), из Университета Толедо в Штате Огайо, изучали память как функцию семейной леворукости. Интересно, что не обязательно люди должны быть левшами персонально, чтобы быть обладателями уникальной особенности: имеются свидетельства, что функции двух мозговых полушарий даже у правшей с леворукими родственниками менее специализированны, больше взаимодействуют и связаны более развитым мозолистым телом (corpus callosum - пучок соединительных волокон) чем полушария людей с праворукими родственниками. По не совсем понятным причинам, имеется наследственная предрасположенность к леворукости.

Кристман и Проппер изучали два типа памяти - эпизодическую (вызывание событий в памяти и их узнавание) и не-эпизодическую (фактическая память и неявная память, последняя из которых касается тех вещей, которые люди "просто знают"). В том или другом случае сила или слабость запоминания не может иметь сильного влияния в образовательных задачах, поскольку мы можем вспоминать вещи нами изученные, 'вспоминая' их (эпизодическая память) или 'зная' их (неявная память). Главное различие в том, что люди, которые 'помнят', могут также вспоминать детали относительно времени и места, при которых они узнали какой-то факт.

В первом эксперименте, в котором изучались 180 новобранцев-правшей на базе Военно-Воздушных сил Лекленд в Сан-Антонио, Кристман и Проппер нашли, что с вероятностью больше случайной для различных типов словесно-запоминательных задач, у испытуемых с леворукими родственниками превалировала эпизодическая память, и наблюдались худшие показатели неявной памяти. Из этого исследователи предполагают, что более высокий уровень межполушарных взаимодействий, усиливает эпизодическую память.

Во втором эксперименте, ученые исследовали эпизодическую и семантическую (фактическую) память у 84- х праворуких выпускников, изучая, что происходило, когда им предоставляли слова и буквенные цепочки для одного из полушарий, либо для обоих. Когда Кристман и Проппер стимулировали одну половину мозга, участники лучше помнили факты. Когда исследователи стимулировали оба полушария, участники лучше помнили события - снова подтверждение роли межполушарных взаимодействий в эпизодической памяти.

Кристман и Проппер заключают, что из-за взаимосогласованной работы двух полушарий мозга, помогающей нам помнить события, люди, у которых полушария работают в более активном взаимодействии (левши в леворуких семействах) помнят события лучше чем, они помнят факты. В результате, авторы говорят, что в исследованиях свойств памяти должны учитываться и семейная, и, вероятно, персональная леворукость испытуемых (слабое либо сильное предпочтение может также иметь значение). Дальнейшие исследования могут помочь объяснить, почему взаимодействие полушарий полезно для эпизодической памяти, принимая во внимание, что фактическая/неявная память лучше работает в одной из половин мозга.

Исследователи подчеркивают, что работа памяти не имеет никакого отношения к так называемому "умственному превосходству". В то время как разделение людей на "правополушарных" либо "левополушарных" распространено в популярной прессе, оно не получило большой поддержки в научной литературе. Оба полушария у всех людей вовлекаются фактически во все задачи.

Наконец, результаты исследований проливают свет на то, почему дети не имеют никаких эпизодических воспоминаний до возраста приблизительно 4-х лет. Начало эпизодической памяти примерно совпадает с созреванием мозолистого тела и миелинизацией, ростом жировой защитной оболочки вокруг нервных волокон. В свете полученных результатов, это подразумевало бы, что функционирование мозолистого тела принципиально важно в формировании воспоминаний и может объяснять, почему его созревание в раннем детстве ответственно, по крайней мере частично, за появление эпизодической памяти.

Р. Кагиров