Ловушка для заик

Советы мамам по борьбе с заиканием дает логопед Московского медицинского центра «Невро-Мед» Яков Горелик. Журнал «Женское здоровье»

НЕ ПОПРАВЛЯЙТЕ! Не заставляйте ребенка повторять слово, на котором он запнулся. Пусть во всех пособиях вам советуют: «Если ребенок запнулся, поправьте его, пусть повторит слово без запинок». Это неверно! И вот почему. Действительно, ребенок повторяет слово без запинки, и у родителей возникает мысль, что он может говорить без запинок. Начинается пристальное слежение за речью: «Не спеши», «Повтори», «Говори медленно». Вы довольны: ребенок следит за своей речью, и результат вроде бы налицо, но в действительности растет всего лишь мышечное напряжение перед произнесением трудных слов, которых становится больше с каждым днем у подростка, а у маленького это просто трудные сочетания звуков (глухие, взрывные П, Т, К и их сочетания с Р - ПР, ТР, КР и т.д.). По настоящему проблема в другом.

НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ! Заикание закрепляется в сознании маленького человека во многом, благодаря «стараниям» взрослых. Вслед за их замечаниями малыш начинает фиксировать свое внимание на трудных словах, и думает лишь о том, как бы преодолеть эти запинки. В результате он еще больше волнуется, напрягается и попадает в замкнутый круг: чем больше он старается, преодолевая спазм, тем сильней заикается, и ошибки растут, как снежный ком.

Попадая в такую ловушку, ребенок поневоле начинает думать о себе, как о неполноценном человеке. Как пишет одна моя маленькая пациентка, «мне очень стыдно и неприятно, тем более что меня дразнят». Так рождается закомплексованность, и постепенно ребенок перестает говорить на улице, в детском саду, чтобы не обнаружить заикание среди сверстников. С годами вырабатываются всевозможные уловки и увертки, лишь бы не говорить. При этом речь обрастает как ракушками, гримасами, ужимками, словами-паразитами. И все с одной целью: лишь бы не заикаться.

Кстати, этот комплекс возникает только при публичном говорении. Наедине, с самим собой, в семье ребенок напрягается гораздо меньше, чем, скажем, у доски в классе: в присутствии посторонних спазмы неизбежны. Кстати, отсюда многие специалисты делают неверный вывод: лечить заикание необходимо в группе, индивидуальная работа бесперспективна. Но в тренировочной группе таких же «трудных» детей ребенок комплексует совсем не меньше и стесняется говорить по слогам, пытаясь быть выше таких же заикающихся детей.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ЗАИКАИЕ? Упражнения на «медленную» речь неэффективны - так показывает практика. Ребенок спешит не потому что это ему нравиться, а потому что волнуется и быстрой речью интуитивно стремится избежать запинок. В основе заикания эмоциональное напряжение, а быстрая речь только провоцирует запинки.

При заикании нет ничего лучшего, чем служить «его величеству ритму» - говорить по слогам, отрывисто, четко. В большинстве случаев заикание снимается моментально. Но это лишь полдела. Необходимо последовательно переводить навыки речи с ритмизированной на разнометричную, обычную. Вот тут неоценима помощь мамы: это такт, внимание и терпение. Плюс постоянный контакт с логопедом (доверительные беседы наедине, внушение уверенности в своих силах - вот настоящее лекарство для закомплексованного заиканием ребенка). Я, например, предлагаю подросткам написать откровенную исповедь, историю заикания, а потом на основе дневника «разоблачаю» недуг, развенчиваю страхи и тревоги. Главное, научить ребенка общаться с окружающими в любой ситуации, уверенно управляя собой и своей речью.

Милые мамы! Не запускайте заикание, обращайтесь к специалистам как можно раньше - заикание не проходит само собой, тем более в сложном подростковом возрасте. В ваших руках личность. Помните об этом.