Мой первый год

(главы из книги детского невролога Зайцева С.В.)/papers_img/hat.jpeg

Любите детство: поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир.

Ж.- Ж. Руссо

 

 

Оглавление:











ГЛАВА 1. ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ

/papers_img/baby1.jpegЗдравствуйте мама, папа и все-все! Вы очень ждали меня, и я родился. Конечно, сначала мне и вам будет немного трудно общаться, но мы любим друг друга, и я быстро научусь понимать вас, а вы меня. Я постараюсь подробно "рассказывать" о своих чувствах и мыслях, чтобы вам было легче понимать меня.

У меня уже есть надежный друг - детский доктор, он очень много знает о маленьких детях, и будет, при необходимости, помогать нам правильно понимать друг друга. Итак, вперед - начинаем жить вместе!

Прошло всего две недели после моего рождения, и я уже могу "понимать" выражение лица и голоса мамы, - это очень интересно. Когда мама рядом, я хочу, чтобы она все время ласково говорила со мной, смотрела в мои глаза и улыбалась мне. А больше всего я люблю, когда меня берут на руки, особенно, когда кушаю. Не верьте, что так можно разбаловать ребенка - это неправда! Кстати, я очень остро чувствую маму, и ее огорчения неизменно страшно расстраивают меня, (могу даже заболеть!) помните об этом! Даже, если я не вижу маму, я слышу ее, чувствую ее запах (очень не люблю, когда мама меняет свои духи или дает их кому-нибудь) и знаю, что она рядом и в любой момент придет ко мне на помощь, это очень важно для меня...

Мама! Я проснулся и хочу кушать, где ты? Мне приходиться плакать и звать тебя, знаю что ты постоянно рядом... Я ем, очень вкусно. Пока я маленький, во время кормления мама всегда следит, чтобы при жадном сосании я не захватывал слишком много воздуха (иначе будут срыгивания и боли в животике). Если я все-таки заглатываю воздух, то мама меняет мое положение при кормлении (выше, ниже) или покрепче прижимает мой ротик к груди. Раньше, у меня была ''неправильная'' соска и я иногда заглатывал воздух, когда пил чай из бутылочки, но ее быстро заменили на другую, и сейчас эта проблема исчезла. Наконец-то, поел, теперь можно пообщаться.

Надо мной лицо мамы и чувствую ее запах, она что-то ласково говорит, напевает и улыбается: при этом, уже на 2-3 недели жизни у меня появляется слуховое внимание - я замираю и внимательно прислушиваюсь. Я не просто слышу, я СЛУШАЮ!

Примерно в это же время у меня появляется и с каждым днем улучшается зрительное ''умение'': я внимательно останавливаю взгляд на мамином лице в течение 5 - 15 секунд и могу проследить его движение до 10 - 20 см. Я не просто куда-то смотрю, я ВИЖУ! Случается нечасто, мои глазки кратковременно ''уезжают'' к носу, но пугаться этого не стоит.

К концу первого месяца я умею длительно прислушивается к голосу взрослого, а также - во время и после звучания погремушки, быстро фиксирую взгляд на игрушке и плавно слежу за ее перемещением, не выпуская ее из поля зрения, поворачиваю голову вправо и влево в момент прослеживания.

Для тренировки моего слухового внимания и поворотов головы в сторону папа использует бумагу, клеенку или целлофановый пакет, которые можно комкать и шуршать около каждого уха, по очереди. Я очень поражаюсь таким необычным звукам, чутко прислушиваюсь и пытаюсь их отыскать. Голоса, приятная музыка, яркий, блестящий предмет на пеленке или подвешенный над кроваткой с одной, потом с другой стороны: все это изумляет и побуждает меня поворачивать голову в сторону источника удивления. Чтобы помочь мне быстрей научиться поворачивать голову в сторону, мама отводит мою прямую ручку в сторону, а ручку и ножку с противоположной стороны сгибает - и моя голова непроизвольно поворачивается в сторону вытянутой ручки.

Наверняка, мама и бабушка хотят, чтобы я развивал музыкальный слух: они поют мне песни, читают с выражением стихи, включают для меня радио или магнитофон (мне больше нравятся классическая спокойная музыка). А папа подарил мне часы-ходики, которые, не спеша, громко тикают на стене, и я от этого быстро засыпаю...

Мне нравиться рассматривать окружающий мир и папа гуляет со мной по всей квартире, показывая ее с разных сторон, но больше всего мне нравиться хрустальная люстра в гостиной и огромное зеркало в прихожей. Папа всегда носит меня в вертикальном положении, прижимая мою спинку к своей груди и поддерживая головку. Он постепенно уменьшает поддержку и даже разрешает мне несколько секунд самостоятельно держать головку.

В это же время (на 3-4 неделе - обязательно!) у меня появляется УЛЫБКА в ответ на общение с другим человеком - это очень важно. Кроме того, в ответ на общение я начинаю издавать отдельные гортанные гласные звуки, так называемое ''гукание'' - начальное гуление.

Во время общения мама гладит мои ручки и ножки, дует на мой животик и целует его, а мне все это очень нравится. И тут начинается новая игра - мама подмигивает мне и высовывает язык, морщит нос, вытягивает губы трубочкой, надувает щеки, а затем на секунду прячет свое лицо. Мне очень хочется ей ответить и улыбнуться, я усиленно стараюсь, и у меня неплохо получается. Ой, мама перестала со мной играть - я сержусь и не пойму, в чем дело? Ага, оказывается так она подталкивает меня к игре, чтобы я ответил ей... Она медленно поворачивает голову направо и налево, а потом ждет - я пытаюсь ей подражать, и у меня постепенно стало получаться в ответ тоже крутить головой в стороны. Мама рада, улыбается и хвалит меня...

Когда я устаю лежать на спине, мама укладывает меня животик с опорой на предплечья, а под грудкой - валик, чтобы я прямо держал голову. Передо мной мама едерживает яркую пищащую игрушку /или зеркало/: меня это заинтересовывает, и я сразу пытаюсь поднимать и удерживать голову (2-3 неделя), на первых порах очень кратковременно, затем все более длительно ((всего в положении на животе я провожу не менее 40 - 60 минут в сутки - это очень полезно!). Каждый раз до еды (или после) мама выкладывает меня на живот на разные поверхности: мягкая и твердая, пушистая, гладкая, ребристая и т.д. Они вызывают у меня различные ощущения и всевозможные занятные мысли.

Особенно мне нравится, когда во время игры и разговора мои ручки и ножки (особенно ладошки и подошвы) касаются какой-нибудь ткани (вельвет, фланель, тюль, шелк, шерсть, бархат, мех и др.). Сначала мне нравилась плюшевая ткань, а сейчас шелк... Чрезвычайно щекотно и приятно, когда она легонько потирает мои ладошки (и подошвы) мягкой щеточкой, ваткой, кусочком меха... Во время общения мама обязательно дает мне трогать самые разнообразные игрушки: пушистые, тряпичные, резиновые, пластиковые и др.

Занимаясь моими ручками, мама не забывает другие мои важные части тела: она двигает соску во время сосания вперед-назад и в стороны, проводя, таким образом, массаж щёчек и ротика. Мама также стимулирует мои губы своими пальцами, легонько пощипывая и дотрагиваясь до них теплым или холодным предметом.

Вместе с тем, для тренировки моего сосания, мама прикасается к углу рта соской или пальцем, легко постукивает по верхней, затем и по нижней губе, по подбородку, мягко нажимает на ладонь в области возвышения большого пальца с одной, потом с другой стороны. Такие занятия обычно приходиться мне по вкусу.

Зачастую, моя мама застилает кроватку яркой простынкой с красивыми узорами, на которые мне нравиться смотреть.

Я также обожаю, когда мама щекочет и целует мои ручки, дует на них, что-то рисует на ладошках и двигает моими ручками и пальчиками. Она легко прижимает мои ручки к своему горлу и поет песенку, читает стихи, а я чувствую ее вибрацию своими ручками. Непередаваемое ощущение! Кроме того, мама дает мне ощутить вибрацию, ''разрешая'' погладить мурлыкающую кошку или прикладывая мои ручки к динамику работающего радио. Увлекательное занятие, доложу я вам.

Другая моя любимая игра - "ладушки-ладушки'' при этом на моих пальчиках красуются яркие ленточки. Великолепно!

У меня отличное настроение и мы начинаем другую игру.

Это моя любимая - "Коза рогатая": Идет коза рогатая за малыми ребятами, забодает, забодает, забодает... - мама щекочет меня пальцами - рожками, и я начинаю визжать от восторга... Вслед за тем, мама берет яркого резинового медвежонка, который умеет пищать, и начинает щекотать им мои живот и грудь - я в экстазе! Случайно мне удается схватить игрушку, и она пищит. Неожиданно, мама прячет игрушку, и потом показывает ее снова. Отличная игра! Ой! Вместо медвежонка у мамы в руках появляется и мигает маленький фонарик, и мое любопытство вспыхивает с новой силой.

Главное, что мама всегда видит, какая игра меня радует, а какая утомляет.

Уф, по-моему, я немного устал и хочу спать, у меня слипаются глаза, но мама этого не замечает и продолжает играть. Приходится мне немного поплакать, правда с другой интонацией. Мама быстро догадывается в чем дело и укладывает меня спать. Но я не хочу спать мокрый и замерзший (ненавижу холод и мокрые пеленки) и продолжаю возмущаться. Наконец, пеленки мне поменяли, а я все равно продолжаю плакать. Все недоумевают, в чем же дело? Но все так просто! Меня не надо пеленать с ручками, иначе я не усну. Наконец, все проблемы разрешились, и я засыпаю под мамину колыбельную. Мне снятся хорошие сны, я улыбаюсь во сне, а рядом отдыхает моя семья - она счастлива - несколько минут тишины...

Вдруг, раздается громкий телефонный звонок, я вздрагиваю, пугаюсь и плачу, мне очень страшно, МАМА, ГДЕ ТЫ! Мама берет меня на руки, крепко прижимает к своему сердцу (я даже слышу, как стучит ее сердце), дает соску, и что-то тихо напевает. Вот теперь не страшно, моя мама всегда со мной и я это ЗНАЮ ТОЧНО. Кстати, в крайнем случае, кроме маминой груди, ощущение комфорта и безопасности мне придают: плотное пеленание в теплое одеяло, теплая кроватка и одежда, соска и бутылочка с молочком. Снова спокойно засыпаю...

Днем я с удовольствием, как следует, выспался, а ночью решил погулять и поиграть. Мама, ау! - я хочу общаться. Это ее, конечно, не обрадовало, и две недели ей пришлось мириться с моими ночными гуляниями, а после все пришло в норму...

Через некоторое время я снова стал плохо спать по ночам, даже немного похудел и был вечно расстроенный. Домашние не понимали в чем дело, думали, что у меня голова болит, и даже пытались лечить у невролога. А я никак не мог им объяснить, что просто мне не хватает молока. Какое веселье и спокойный сон могут быть на голодный желудок? Меня «спас» мой лучший друг - доктор. Он объяснил родителям, в чем дело, и прописал диету. Когда я стал наедаться, улучшилось настроение и ночной сон, проблема была решена...

О, кажется, пора снова кушать. Мой голодный плач мама уже знает иу кормит меня по первому требованию. Мы начинаем понимать друг друга! Мама непременно старается кормить меня всегда в одном и том же месте и положении, так, чтобы я знал о предстоящем приятном событии. Во время моего кормления молочком из бутылочки, перед тем, как коснуться соской моих губ, она обязательно показывает мне бутылочку и соску.

После еды у меня почти всегда хорошее настроение и я начинаю гулить. Поговори со мною! Мама произносит протяжные звуки /а, э, о/, широко открывая рот, и ждет моего ответа. Я смотрю на движения ее рта и губ, и пытаюсь ответить. Когда у меня получается, мама радуется вместе со мной и повторяет мои звуки. Хорошо разговаривать с мамой!

Скоро мне исполнится три месяца и я могу подолгу, не двигаясь, следить непрерывно за игрушкой, поворачивая голову вправо и влево, не только в горизонтальном, но и в вертикальном положении. Во время общения со взрослым я сосредоточенно слушаю и поворачиваю голову в сторону голоса, ищу глазами и пытаюсь ''увидеть", быстро отвечаю улыбкой на разговор со мной, широко и долго улыбаюсь, произношу отдельные протяжные гласные, могу повторять звуки за взрослым (певучее гуление).

Зрительное и слуховое внимание, улыбка, гуление, изменение мимики и движений во время общения - все это части комплекса оживления, который является ведущей формой моего общения в этом возрасте.

На стенах детской и над моей кроваткой папа развесил большие яркие плакаты, фотографии и листы цветной бумаги, и я с большим удовольствием рассматриваю их (цветовая стимуляция зрения). Кроме того, во время моего бодрствования, над кроваткой папа прикрепляет прозрачный лист пластика с яркими предметами различного цвета и формы, которые периодически передвигает с места на место, а я внимательно за ними наблюдаю. Но большего всего мне нравится, когда над моей кроваткой вешают карусель с яркими игрушками, она качается и крутится, при этом играет спокойная музыка. Я очень люблю наблюдать за этими игрушками, жаль, что не всегда могу их достать.

Иногда, они мне надоедают, и папа подвешивает на карусели новые игрушки или рисунки с веселыми рожицами (обычно 2 раза в неделю). Если игрушки висят низко, я случайно задеваю их ручками - радуюсь, выпрямляю ручки и снова касаюсь игрушек. Разжимая пальцы, я пытаюсь захватить игрушку и прослеживаю глазами движения рук.

Наблюдать за своими ручками достаточно интересно, и я с удовольствием этим занимаюсь, а мама часто помогает мне в этом полезном занятии. Она берет их в свои руки и медленно ведет перед моими глазами, сгибая-разгибая пальчики, когда я внимательно на них смотрю. Чтобы привлечь мое внимание, мама дотрагивается до моих ручек чем-то теплым или холодным, щекочет мои ладошки зубной щеткой, одевает мне на ручки яркие варежки, которые связала бабушка (а можно их сделать из детских носочков), или привязывает на запястье и пальчики яркие блестящие ленточки.

А вот мама начинает мою самую любимую игру. Она берет мою ручку, своим указательным пальцем ''рисует'' кружочки на моей ладошке и приговаривает: ''Сорока-белобока, кашку варила, деток кормила''. Вслед за тем она растирает каждый мой пальчик, начиная с большого, и продолжает говорить: '' Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, - а ты мал, помогать не стал (а это про мизинец), воду не носил, дрова не рубил - тебе нет ничего!'' ...

Однажды папа меня здорово удивил, привязав ленточкой карусель к моей ноге. Сначала я ничего не понял, но, в конце концов, разобрался, что когда двигаю ножкой - качается карусель. Забавно! Правда, это мне быстро мне надоело. Зато в другой раз папа привязал к моей руке ленточку с оранжевым воздушным шариком (наполненный гелием) и колокольчиком, и я играл ими долго-долго...

Когда мне исполнилось 2 месяца, папа научил меня другим интересным играм для тренировки ножек. Для этих игр папа завязывает на моих щиколотках яркие ленточки с колокольчиками, а затем делает гимнастику для ног, помогая мне хвататься ручками за ножки. Вообще-то, я очень люблю толкаться, пинаться и брыкаться голыми ножками, и чтобы под моими стопочками была опора в виде папиных рук или груди...

Я лежу на спине и радуюсь жизни, а папа ''топает'' моими ножками по столу и приговаривает: ''Топ-топ, топоток - полетели на носок'' (папа сгибает мои ножки и осторожно приводит их пальчики к моему носику), ''с носика хлоп-хлоп, на животик шлеп-шлеп'' (несколько раз папа дотрагивается пальчиками моих ножек до моего носика, а затем до животика), "по дорожке топ-топ, побежали-побежали..." - (затем опять папа "топает" моими ножками по столу. Очень интересная и потешная игра.

Но больше всего мне нравится игра в "кузнеца", когда папа берет в области голени мою ножку и достаточно сильно стучит своим указательным пальцем по моей подошве, приговаривая: "Кузнец, тук-тук, подкуй лошадку, чтобы бежала быстро и гладко, кузнец-молодец, подкуй сапожки, чтобы быстро бежали по дорожке ножки..." (далее тоже самое с другой ножкой)

Конечно, эти игры мне очень нравятся - мои ножки стали гораздо сильней, а главное, папа говорит, что я так учусь ходить.

Самая любимая моя поза - положение лежа на животе: я сразу высоко и гордо поднимаю голову, опираясь на предплечья, грудь приподнята, ноги спокойно лежат, и могу лежать так неопределенно долго. К трем месяцам я уверенно контролирую голову в вертикальном положении (на руках у взрослого), а если меня удерживая под мышки, поставить на диван, я выпрямляю ноги, крепко упираюсь обеими ступнями, и радостно припрыгиваю...

Произошла мелкая неприятность, мама забыла подержать меня "столбиком" после еды, и я обильно срыгнул. Мама сильно испугалась, естественно, я тоже, пришлось опять плакать. Неизвестно, отчего больше вреда: от сильного единичного срыгивания, или от нашего с мамой испуга? Общими усилиями нас с мамой удалось успокоить, и я уснул...

Выспаться как следует мне не удалось - заболел живот. Наверное, мама съела что-то ненужное. Когда болит живот, я плачу совершенно по особенному, но мама и папа об этом еще не знают, опыта пока у них мало. Они совсем растерялись, и не могут мне помочь, а я плачу все сильней и сильней. Наконец, догадавшись в чем дело, мама укладывает меня на живот, потом берет на руки, прикладывает теплую пеленку к животу - ничего не помогает. Ой-ой, как больно, что же делать?! Паника в доме стремительно нарастает. Похоже, придется звать на помощь доктора...

Слава богу, после сделанной клизмы мне полегчало. Дорогой доктор! Пожалуйста, помоги и научи моих родителей понимать меня...

*СОВЕТЫ ДОКТОРА*

Что делать, если ребенок плачет?

Плач малыша всегда разный (голодный - громкий, требовательный, прерывающийся сосательными движениями, хочет спать - продолжительное жалобное скуление, мокрый - хныкание низких тонов, болит живот- громкий, пронзительный плач, прерывающийся вскрикиванием и хныканием ...). Внимательная мама обычно быстро учится отличать эти крики и чаще всего интуитивно знает, что именно необходимо ее малышу.

Если ребенок начинает плакать (во сне или в состоянии бодрствования) - отвечать надо незамедлительно! Не обязательно сразу брать малыша на руки. Прежде всего, необходимо убедиться: малыш сытый, сухой и согретый и ему не мешают шум и свет.

Подойдите к кроватке и наклонитесь к ребенку, используйте шипящие и свистящие звуки: ш-шш, щ-щщ, с-сс, или тихонько спойте песенку, ласково поговорите с ним, не беря на руки. Можно попробовать перевернуть малыша и нежно погладить по животику или похлопать по спинке, легко и ритмично потрясти напряженные пучки и ножки, нежно погладить головку, потереть носик или ушки. Кому-то помогает соска, не надо пренебрегать этим старинным народным средством.

Иногда, достаточно слегка покачать малыша за плечо или покачать всю кроватку, можно попробовать включить тихую музыку. Также, если ребенок бодрствует, возможно, использование поглаживания ручек, грудки, растирание ладошек и подошв.

Однако, если это не помогает - не бойтесь избаловать ребенка! - обязательно берите его на руки: плотно завернуть в легкое одеяло, походить по комнате, крепко прижимая к себе и покачивая. При этом не забывайте ласково говорить или петь.

Если даже все это не помогает, а ребенок беспрестанно плачет продолжительное время, конечно необходима консультация врача.

<< Вернуться к оглавлению

ГЛАВА 2. (4 - 6 МЕСЯЦЕВ)

/papers_img/baby2.jpegСегодня у меня день рождения - 4 мес., а скоро будет 5-6 мес. Я стал страшно любопытный, мне интересно все-все на свете. Я - великий экспериментатор и все хочу знать! Я легко узнает свою маму, на знакомого человека: внимательно и выжидающе смотрю, радостно улыбаясь и разговаривая, а когда знакомый уходит, я огорчаюсь. При виде незнакомого взрослого мое оживление пропадает, тормозятся движения, я хмурюсь и могу заплакать. Я прекрасно умею различать голоса: к незнакомому - прислушиваюсь, ищу говорящего глазами, к повторному звучанию бываю безразличен. К голосу знакомого взрослого прислушиваюсь, ищу глазами, поворачиваюсь, улыбаюсь, если голос замолкает беспокоюсь и ищу. Конечно, лучшие звуки для меня - это голос мамы! Только ее общество и ласки доставляют мне максимальное удовольствие, и именно у нее на руках я чувствую себя счастливым.

Я четко различаю строгую и ласковую интонации обращенной ко мне речи, и по-разному на них реагирую: на ласковую интонацию улыбаюсь и оживляюсь, на строгую - сосредотачиваюсь и хмурюсь, а могу и заплакать. Услышав свое имя, я всегда радуюсь, быстро оборачиваюсь в сторону взрослого, и смотрю на него.

Мне совсем нетрудно локализовать звук в пространстве, я поворачиваю голову в сторону невидимого источника звука и нахожу его глазами. Естественно, я по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии: колыбельную слушаю спокойно, смотрю на поющего, мои движения заторможены. При звуках плясовой я оживляюсь, улыбаюсь и пою, радостно поглядывая на взрослого. После окончания пения еще некоторое время мое оживление сохраняется. При звуках колыбельной я опять становлюсь спокойным.

В отличие от предыдущего периода (до 3 мес.) я обычно первый иду на контакт со знакомым человеком, и всегда обижаюсь и огорчаюсь, если мое стремление к общению не находит ответа. Моя внимательная мама никогда не оставляет без ответа мое желание общаться! Любые ее действия (кормление, купание, переодевание и т.д.) обязательно сопровождаются маминой улыбкой и зрительным контактом ''глаза в глаза''. Смыслом нашего общения является не только передача душевного тепла, но и обмен информацией. И мама умеет использовать общение для обучения меня тем знаниям и навыкам, которые нужны для развития речи.

Мои эмоции в этом возрасте характеризуются необычайной яркостью и подвижностью, часто и легко возникает комплекс оживления. Я не сижу без дела и постоянно чем-то занят: рассматриваю и хватаю игрушки, слежу за окружающим; громко смеюсь в ответ на эмоциональное речевое общение со мной, умею подолгу активно гулить и повторять за взрослыми звуки.

А рассмешить меня совсем несложно: маме достаточно дотронуться своим лицом до моего животика, подуть и ''побубнить'' (бу-бу-бу) в него, а также пощекотать шейку и грудку и т.д. - и я буду заливаться веселым смехом.

Звуки, которые я произношу при попытке дотянуться до игрушки, конечно же, четко отличаются от звуков, выражающих мое недовольство, или при кормлении, или призыв поиграть. Мама легко замечает такие призывы и никогда не оставляет их без ответа! Она повязывает себе на шею яркий шарф (галстук или крупные бусы) и наклоняется надо мной. Я вижу её лицо и пытаюсь схватить этот шарф (бусы) и поиграть им...

Наверно, неплохо говорить я уже научился: длительно, нараспев произношу гласные звуки (в одиночестве, при виде взрослого, игрушки или в процессе общения). В конце 5-6 месяца появляются первые редкие попытки произнести какой-либо один слог ("ба", "ма"), иногда могу, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог за ним.

Я многому научился за это время. Сразу после того, как меня положили на живот или при виде игрушки я выпрямляю руки, высоко поднимаю голову и верхнюю часть туловища, лежу, опираясь на ладони выпрямленных рук;

внимательно наблюдаю за игрушкой, поворачиваю голову и туловище, ложусь на бок и сразу переворачиваюсь на живот.

При поддержке под мышки, я умею твердо опираться обеими выпрямленными ногами, переворачиваться с живота на спину. А также делаю попытки достать игрушку, подползая вперед, подтягиваясь на руках, двигаясь вбок, переставляя руки, или назад, и даже пытаюсь подняться и стоять на четвереньках.

Раньше я хватал игрушки всей кистью (захват как у обезьянки), но мама научила меня правильно брать игрушки, противопоставляя большой палец остальным четырем. А когда я еще подрос, то научился брать мелкие вещи указательным и большим пальчиками /пинцетный захват/.

Хотя я сильно повзрослел, мне по-прежнему нравится, когда мама держит меня на руках и крепко прижимает к себе. Кроме того, я обожаю, когда меня в вертикальном или горизонтальном положении быстро поднимают вверх и крутят вокруг своей оси, а затем прижимают к себе или опускают вниз, при этом мне разрешают иногда упираться ножками в пол. Потом все движения снова повторяются в различном порядке. Здорово! - я как гимнаст- парашютист, попавший на американские горки.

Но лучше всех, конечно, это упражнение делает папа. Кроме того, он умеет качать меня на своих коленях, крепко удерживая за плечи и спинку, при этом папа подкидывает меня вверх-вниз и даже в стороны. Поначалу я немного тревожился и пугался, но папа так смеялся и гудел, что я быстро развеселился.

А вот еще одна замечательная игра, которую тоже придумал мой папа. Я важно лежу на большом одеяле, которое держат за кончики папа и мама. Они медленно качают меня в стороны и вверх-вниз. Увидев, что я доволен, они смеются, поют песенку и качают еще быстрей, потом еще... Я смеюсь вместе со всеми, и все очень рады. Мама и папа обязательно следят за моей реакцией на игру и, если нужно, всегда приходят на помощь.

Похоже, я немного устал и у меня кружится голова. Услышав мое ворчание, мама берет меня на руки - и у меня опять хорошее настроение, но хочется кушать.

Подошло время обедать, что там у нас вкусненького? Я уже хорошо ем с ложки овощное пюре и кашу. Мама подносит к моему рту ложку с кашей и всегда терпеливо ждет, когда я сам открою рот в ожидании очередной порции. Она никогда не пытается ЗАПИХНУТЬ мне еду в рот! Естественно, во время еды мне очень нужно залезть в тарелку и попробовать пюре руками. Я сразу становлюсь похожим на овощного монстра, все вокруг в пюре, бабушка пугается, но мама не сердится - она у меня современная. (Кроме того, это развивает зрительно-двигательную координацию.) В середине обеда мне захотелось пообщаться с мамой, но она этого не поняла и продолжала меня кормить - настроение сразу испортилось. Мама, не забывай: мое желание общаться важней всего на свете! (тем более важней какого-то обеда).

Жалко тратить время на сон, но глаза слипаются, и семья отдыхает - я опять сплю...

Похоже, у меня проблема - отчаянно чешутся ручки и ножки. Это невыносимо, и я проснулся от страшного зуда и стал капризничать. Мама стала искать причины моего беспокойства и увидела красные пятнышки на моем теле. Тревога, свистать всех наверх. В доме паника, которая меня расстроила гораздо больше, чем какие-то пятнышки, и я завопил с новой силой. Хорошо, что быстро приехал мой друг, доктор, который всех успокоил. Оказывается, я съел что-то не то на обед и у меня обыкновенная пищевая аллергия. Доктор прописал мне строгую диету и какие-то горькие таблетки, а маме хотел назначить успокаивающее средство, но она честно обещала больше не паниковать.

К вечеру все мои неприятности завершились, и у меня появились новые интересные игрушки, которые придумала мама. Это разноцветные мешочки разной формы из вафельного и махрового полотенца (фланели, плюша, шелка...), которые наполнены рисом, манкой, бобами, горохом» мукой, вермишелью, ватой, тряпками и др. Каждый мешочек пахнет приятно, по-разному: мятой, валерианой, лавандой, душицей, корицей и др (для этого можно использовать ароматические масла и травы). Мне очень нравиться их ощупывать и брать в рот, занятно трясти мешочки - все они шумят неодинаково. Мама подробно изучила, какие запахи для меня приятные, а какие - гадкие. В дальнейшем, мама использовала неприятные запахи, чтобы отучить меня от хватания опасных предметов.

Над моей кроваткой папа иногда натягивает веревочку, на которой крепко-накрепко привязаны предметы, имеющие разные формы, цвета и поверхности (разнообразные тряпочки и мешочки, детали от конструктора, кусок клеенки, набор разных пуговиц на леске, маленькие кастрюльки, разные ключи, деревянные ложки, маленькие сковородки, новые зубные щетки, резиновые игрушки и т.д. ) К сожалению, их нельзя оторвать и проглотить, но зато я могу хватать и ощупывать эти игрушки, и даже греметь некоторыми из них. Также мне очень нравится комкать бумагу и шуршать клеенкой, жалко, что мама не разрешает их жевать.

В моей кроватки всегда есть несколько самых разнообразных пищащих игрушек, которые можно брать в рот, а когда они надоедают, мама заменяет их на новые.

В настоящее время у нас с бабушкой появилась старая, но очень увлекательная игра: "Ладушки, ладушки, где жили, у бабушки... Полетели, полетели, на головку сели" - и я сам пытаюсь хлопать в ладоши и поднимать ручки на голову.

Пожалуйста, не думайте, что все эти игрушки и занятия тотчас одновременно свалились на меня в один миг, - каждый день разные, и только, когда я этого хочу. Просто я детально рассказываю о своей жизни, которая пока в основном состоит из игры...

Мама обязательно часто зовет меня по имени, и я его, наверное, уже запомнил... Мама очень хочет, чтобы я как можно быстрей научился говорить, и поэтому любые свои действия сопровождает словами: когда меня кормит она говорит - "Открой ротик", когда одевает - "Давай ручку", когда играет - "Возьми мишку"), и т.д. Слова мамы разные по интонации и всегда сочетаются с жестами и определенным выражением лица. И мне кажется, что с каждым днем я понимаю обращенную речь все лучше и лучше. Когда я пою песенки и разговариваю сам с собой, мама всегда присоединяется ко мне. Она наклоняется ко мне и с улыбкой начинает повторять звуки (меняется интонация и мимика), которые я только что произнес, потом ждет моего ответа, и я отвечаю! Мама постоянно, в любой ситуации готова вызывать меня на разговор. Вот почему у меня никогда не пропадает желание гулить, а скоро я научусь говорить по-настоящему. Часто к нашему общению присоединяется папа, бабушка и старший брат: все они произносят по очереди один и тот же звук, (например, длинный гласный "о"). И хотя каждый повторяет звук по-разному, я постепенно понимаю, что это тот же самый звук. Наверное, это пригодится мне для понимания речи других людей, а не только мамы.

Папа играет со мной в более серьезные игры: он учит работать меня двумя руками одновременно и перекладывать игрушки из руки в руку, потому что важнейшим этапом моего развития в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука). Я внимательно смотрю на игрушку, протягиваю руки к ней, ощупываю, рассматриваю и захватываю ее, находясь в любом положении, умею держать, толкать, кидать ее, следить за ней взглядом, могу подолгу заниматься игрушками, перекладывая их из одной руки в другую.

А вот и новая, весьма полезная игра - я держу кольцо одной рукой, а он мне дает погремушку в другую руку, затем предлагает пульт от телевизора. Что же делать? Пульт мне чрезвычайно нужен, но и другие игрушки не хочется выпускать. Тогда я перекладываю погремушку в руку с кольцом и легко беру пульт. Конечно, это все получается не так легко и быстро, но я стараюсь, и ... Победа! Ой, вдруг включился телевизор. Папа объясняет и показывает мне, в чем дело, и уже через несколько дней я нажимаю на кнопочки пульта и включаю телевизор сам (если разрешают). Наконец-то я научился удерживать тяжелую и большую игрушку двумя руками, одной рукой не получается, а двумя - пожалуйста! (папа научил).

Другая занимательная игра: папа моей правой ручкой гладит вафельное полотенце, а моя левая ручка шлепает по воде в тазике, а затем ручки меняются. Полотенце можно поменять на горох в миске, а воду в тазике на большую пищащую игрушку. Увлекательные ощущения! Попробуйте!

А вот это игра очень вкусная: мама намазывает мою левую ладошку клубничным джемом (на мед у меня аллергия), потом указательным пальцем правой ручки собирает джем с ладошки и подносит его к моим губам - я облизываю палец, вкусно. Еще несколько попыток, и я могу делать это сам. Затем все наоборот, джем на правой руке и т.д...

Несомненно, у каждого члена нашей семьи есть своя любимая игра с мной. Папа любит качать меня на коленях и припевать "Вот так едут казаки, казаки, казаки; вот так едут доктора, доктора, доктора, вот так едут мужики, мужики, мужики. По кочкам, по кочкам, и в яму бух!" Казаки скачут (подскакиваю на коленях высоко-высоко). Доктора едут трусцой (колени прыгают мелко и ритмично). Мужики едут шагом (колени медленно поднимаются и опускаются). Затем я переваливаюсь с одного колена на другое, потом колени раздвигаются, и я падаю между ними (пугаюсь и смеюсь), а папа меня ловит. Замечательно!

После такой игры папа учит меня садится: я полулежу на подушке, а папа дает мне свои пальцы, за которые я крепко хватаюсь. Затем папа медленно тянет меня на себя, присаживая, и - ура, я сел! Иногда, чтобы еще больше развеселить меня, во время такого присаживания папа покачивает меня из стороны в сторону...

Почти каждую неделю у меня появляются новые навыки и умения. При виде груди мамы или бутылочки я тянусь руками и захватываю их, во время кормления - руки на бутылочке, умею есть с ложки полугустую и густую пищу - раскрываю рот, когда ложка коснется губ, или раньше, снимаю пищу губами. А еще я умею пить из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи.

<< Вернуться к оглавлению