Пальчик Александр Бейнусович

/conference/palchik_ab.jpeg
Пальчик Александр Бейнусович


Доктор медицинских наук, профессор,
заведующий кафедрой психоневрологии
ФПК и ПП Санкт-Петербургской
Государственной Педиатрической Медицинской Академии

 

А.Б.Пальчик закончил с отличием ЛПМИ в 1980 году, затем интернатуру по нервным болезням.
Тема кандидатской диссертации «ВТЭ и показания к трудоустройству больных и инвалидов
вследствие полиневритов и полиневропатий» (1990 г.)
Тема докторской диссертации «Диагноз и прогноз перинатальных поражений головного мозга
гипоксического генеза» (1997 г.)
Прошел курсы усовершенствования по психотерапии в ГИДУВе, по неврологии СПбГПМА, курсы Корнельского университета по неврологии (Австрия, 1994), курсы GMTrust по неврологии развития (Австрия, 1999, 2001, 2003, 2005, 2007).
Участник многочисленных международных конгрессов, посвященных неврологии, реабилитации, изучению боли, социальной педиатрии (Австрия, Венгрия, Израиль, Ирландия, Италия, Словения, Украина).
Имеет более 200 научных работ, из них такие как, неврология недоношенных детей, гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных, токсические энцефалопатии новорожденных, эволюционная неврология, электроэнцефалография в неонатальной неврологии, диагностика боли у новорожденных и др.
За время научной, врачебной, преподавательской деятельности основные профессиональные интересы лежали в области изучения рассеянного склероза, полинейропатий, постполиомиелитического синдрома, сосудистых заболеваний головного мозга, боли и болевого синдрома. Последние годы (более 20 лет) посвящены изучению вопросов неонатальной неврологии, неврологии развития.
Александр Бейнусович прошел пять курсов обучения в школе выдающегося детского невролога профессора Х.Ф.Р. Прехтла (H.F.R.Prechtl), получил сертификат овладения принципиально новой методикой оценки нервно-психического развития ребенка на основании длительной записи его спонтанных движений и руководит научной работой на кафедре.


Свою нейроэволюционную концепцию Heinz F. Prechtl разрабатывал в течение 40 лет со своими последователями в Отделе эволюционной неврологии Университета Гронингена (Нидерланды).
Основными положениями и представлениями нейроэволюционной концепции ученого являются следующие:
• Онтогенетическая адаптация. Смена видов двигательной деятельности активности и поведения плода, новорожденного, младенца и ребенка старшего возраста направлены на адекватную адаптацию организма к требованиям внешней и внутренней среды на различных этапах онтогенеза.
• Функциональный репертуар - совокупность рефлексов, реакций, сложноорганизованных функциональных актов, поведения, которые должны удовлетворять внешним и внутренним требованиям.
• Функциональный репертуар индивидуален, у каждого человека есть особенности функционирования различных субсистем нервной системы, а также особенности их взаимоотношений и взаимодействий.
• Каждый уровень (этап) развития имеет свою организацию (концепцию) нервной системы.
• Нервная система незрелого или недоношенного ребенка имеет неоптимальную организацию.
• Ранние моторные навыки основаны на центральных паттерн-генераторах (сentral pattern generator ЦПГ), т.е. такие движения плода и ребенка, как вздрагивания, потягивания, зевание, генерализованные движения существуют независимо от внешних воздействий и развиваются под влиянием ЦПГ.
• Движения плода аморфны, некоординированны, но специфичны.
• Не существует примитивных рефлексов - они довольно сложны. Рассмотрение рефлексов новорожденных как примитивных некорректно, т.к. в основе этих сенсорно-моторных актов лежит сложное, иногда многоуровневое, взаимодействие структурных, функциональных и нейрохимических систем и механизмов.
• Преемственность неврологических функций (в первую очередь двигательной) у плода, новорожденных и детей старшего возраста. У плода, новорожденного ребенка и младенца отмечается функциональная преемственность, причем, такой сложный процесс, как роды, не служит сколько-нибудь значимым для формирования одних видов двигательной активности, реакции и рефлексов и угасания других видов. Таким образом, процессы созревания нервной системы имеют свои закономерности, находящиеся в некоторой временной несогласованности (асинхронии) с кризисными периодами созревания организма в целом.
Концепция Прехтла постепенно становится доминирующей в неонатальной и детской неврологии большинства стран.
А.Б. Пальчик «Эволюционная неврология», изд-во Питер, Санкт-Петербург, 2002 г.