Клиническая психология - словарь терминов

которые часто используются психологами и логопедами.

Задержка психического развития (ЗПР)  – замедление темпов развития, выражающееся в недостаточности общего запаса знаний и навыков, интеллектуальной и личностной незрелости. Демонстрируемый ребенком уровень развития, включая особенности поведения, интересы в общих чертах соответствуют уровню, в норме характерному для ребенка более младшего возраста. Часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, но может присутствовать и изолированно.
Выделяют следующие причины задержки психического развития:

  • ЗПР вследствие поражения центральной нервной системы ребенка, возникшего по причине патологии беременности и родов, инфекций, интоксикаций, травм в первые годы жизни;
  • ЗПР обусловленная длительными, нередко хроническими соматическими заболеваниями;
  • ЗПР вследствие неблагоприятных условий воспитания (см. Педагогическая запущенность).

При этом в каждом конкретном случае возможно сочетание нескольких причин, так как, например, неблагополучие на уровне центральной нервной системы или наличие соматического заболевания делают ребенка более уязвимым перед воздействием неблагоприятных условий воспитания.

Дети с задержкой психического развития хорошо обучаемы, и при условии  своевременного получения необходимой медицинской, педагогической и психологической помощи могут догнать своих нормально развивающихся сверстников.

Педагогическая запущенность – недостаточность имеющихся у ребенка запасов знаний и навыков, сформировавшаяся в результате использования неадекватных подходов в его воспитании и обучении. При этом ребенок может воспитываться в условиях хронического дефицита развивающего общения со взрослыми, либо используемые педагогические методы неадекватны возрастным особенностям ребенка (так как фактически рассчитаны на ребенка более старшего или более младшего возраста). При нормализации условий жизни и воспитания ребенка возможна полная компенсация проявлений педагогической запущенности.

Возрастные кризисы – периоды в развитии ребенка, характеризующиеся резкими качественными психологическими изменениями. Изменения связаны с переходом на новую ступень развития: возрастают физические и/или психологические возможности ребенка, он делает большой, принципиально важный шаг к взрослению. При этом в силу внезапности этих перемен новые возможности ребенка вступают в противоречие с уже сложившейся системой взаимоотношений ребенка с взрослыми, которые, как правило, не успевают достаточно быстро перестроиться. Это приводит к типичным для кризиса поведенческим проявлениям: капризности, упрямству, агрессии ребенка, которые проявляются преимущественно при общении с взрослыми.

Возрастные кризисы являются неотъемлемой чертой нормального хода психического развития. Выделяют кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (в принятых названиях кризисов обозначен условный средний возраст их наступления). Острота их проявлений может сильно варьировать, но большинство детей в критическом возрасте становятся более сложными в общении относительно самих себя в межкризисные периоды постепенного развития. Поведенческие проявления кризиса уходят по мере формирования новой, более приемлемой системы социальных взаимоотношений ребенка.

Аутизм (ранний детский аутизм) – нарушение развития, при котором на первый план выходят специфические трудности взаимодействия ребенка с другими людьми, включая родителей, а также склонность ребенка к стереотипным формам поведения. Первые симптомы аутизма как правило наблюдаются уже в раннем возрасте (до трех лет).

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное, системное расстройство речевого развития, затрагивающее как звуковую (фонетическую) сторону речи, так и смысловую (лексическую, грамматическую). Таким образом, для ребенка с ОНР характерны множественные нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, трудности при использовании грамматических языковых форм, трудности построения развернутых высказываний. При этом понимание обращенной речи значительно превосходит возможности ребенка в формировании собственных высказываний. Интеллектуальное развитие детей с ОНР  может соответствовать возрастной норме.
Выделяют три уровня ОНР:

  • ОНР первого уровня: речь практически отсутствует, представлена отдельными лепетными словами («би-би» и т.п.) и звукоподражаниями.
  • ОНР второго уровня: использование искаженных общеупотребительных слов.
  • ОНР третьего уровня: развернутая фразовая речь с отдельными лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата. Как правило, при этом нарушение звукопроизношения распространяется только на отдельные звуки («р») или их группы («свистящие», «шипящие»).

Дизартрия – нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата (т.е. неполноценным функционированием нервов, обеспечивающих связь центральной нервной системы и речевого аппарата). Речь ребенка неразборчивая («каша во рту»), сбивчивая, интонационно бедная или искаженная.

Алалия - полное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет) или значительное нарушение ее развития при нормальном физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением структур головного мозга во внутриутробном развитии ребенка или в первые годы его жизни.

Дисграфия - частичное специфическое нарушение письма, проявляющееся в стойких  ошибках, среди которых можно выделить следующие типы: искажения и замены букв; искажения звукослоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы. Дисграфия как правило является следствием отклонений в речевом развитии ребенка, а также недостаточной сформированности отдельных познавательных процессов. В некоторых случаях формирование дисграфии может провоцироваться использованием неадекватных методов обучения письму.

Дислексия - частичное специфическое нарушение чтения, обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций (речевых функций, зрительно-пространственного восприятия и других) и проявляющееся в стойких ошибках определенного характера.