Школьный возраст

Начиная с шести-семи лет обучение в школе начинает занимать центральное место в жизни ребенка. Усвоение учебной программы, адаптация к школе - важные  показатели уровня развития и общего психологического благополучия. Для того, чтобы успешно справиться со всеми задачами, которые перед ним ставит школа, ребенок должен обладать следующими ресурсами:
-    определенный уровень развития познавательных функций, таких как восприятие, память, внимание, мышление;
-    нормальное речевое развитие;
-    умение произвольно управлять своим поведением (планировать свои действия, замечать и исправлять собственные ошибки);
-    наличие познавательной мотивации (желания учиться);
-    комфортное эмоциональное состояние.

«Выпадение» любого из перечисленных ресурсов приводит к школьной неуспешности, проявляющейся в трудностях усвоения программы, нарушениях школьной дисциплины, отрицательном отношении к учебе. При этом такие методы борьбы со сложившейся ситуацией, как усиленные дополнительные занятия по предметам, наказания и т.п. в большинстве случаев оказываются малоэффективными, так как не направлены на причину имеющихся трудностей.
Для выявления причин, стоящих за школьной неуспешностью в каждом конкретном случае, необходимо проведение тщательной психологической диагностики. В диагностической процедуре ведущее место занимает нейропсихологическая диагностика.
 Нейропсихология – наука о мозговой организации психических функций человека. Разработанные в нейропсихологии методы диагностики позволяют точно оценить развитие познавательных функций, речи и произвольной регуляции поведения, выделить отдельные аспекты этих функций, нуждающиеся в коррекции.
 По результатам диагностики составляется индивидуальная программа помощи ребенку, в которую помимо различных мер, реализуемых родителями, в случае необходимости могут входить коррекционно-развивающие занятия со специалистами (психологом, нейропсихологом, логопедом).

Примеры нейропсихологических диагностических методик