Примеры нейропсихологических диагностических методик

/clinical/npc_methods.jpegНиже приводятся примеры методик, часто используемых в нейропсихологической диагностике. Помимо решения специфических для каждой методики диагностических задач, характер выполнения предложенных заданий позволяет оценить универсальные особенности деятельности ребенка: усвоение инструкций, целенаправленность действий, способность замечать и исправлять собственные ошибки, работоспособность и другие.

Копирование фигуры
Предлагается для копирования нарисованная геометрическая фигура сложной структуры. Методика направлена на оценку уровня развития пространственных представлений, то есть способности ориентироваться в различных пространственных характеристиках объектов и окружающей среды. То, как ребенок копирует фигуру, отражает фактически то, как он ее видит, и характер допускаемых ошибок позволяет выявить «слабое звено» в пространственных представлениях. Например, могут искажаться пропорции, вся фигура или ее части поворачиваться на 90 и 180 градусов, отдельные детали оказаться не на своих местах.

Реципрокная координация
Методика состоит в поочередном выполнении определенных движений левой и правой рукой. Согласованность движений, четкость чередования указывают на хорошо  сформированное взаимодействие левого и правого полушарий головного мозга. Также оценивается возможность совершать плавные действия, легко автоматизировать предложенную программу, что является важной характеристикой развития двигательной сферы ребенка.

Запоминание 10 слов
Задание состоит в заучивании на слух списка из десяти случайных слов. Всего предоставляется пять попыток.  Методика используется для оценки состояния памяти, утомляемости, произвольного внимания: все эти характеристике отражаются в динамике воспроизведения списка слов от попытки к попытке, а также при отсроченном воспроизведении через час после заучивания.

Реакция выбора
Предлагается два условных сигнала, каждому из которых соответствует определенное действие, которое нужно совершить (например, при звуке свистка – топнуть ногой). Затем оба сигнала несколько раз предъявляются в строгой очередности, после чего очередность без предупреждения нарушается. Методика направлена на оценку умения усваивать речевую инструкцию, осуществлять постоянный контроль за своими действиями, оттормаживать импульсивные действия, замечать и исправлять допущенные ошибки.

Графическая проба
Предлагается нарисовать продолжение «заборчика», состоящего из чередования двух элементов, стараясь не отрывать карандаш от бумаги. Выполняемые движения при этом максимально приближены по своему характеру к письму. Оценивается качество усвоения предложенной программы, возможность переключения с одного элемента на другой, плавность и постепенная автоматизация движений.

Динамический праксис
Предлагается воспроизвести последовательность из трех движений кисти руки. Оценивается усвоение двигательных программ, способность к плавной организации движений, что одновременно характеризует состояние как двигательной сферы, так и произвольной регуляции.

Праксис позы пальцев
Предлагается воспроизвести по образцу определенное положение пальцев руки (например, большой и мизинец образуют кольцо). Данная методика направлена на оценку сформированности тонких, точных движений рук, а также ориентировки в пространстве собственного тела.

Пробы Хэда
Предлагается воспроизвести предъявляемые сидящим напротив человеком позы (например, рука касается кончика носа). При этом в инструкции указывается, что если предъявляется действие правой рукой, то и ребенок должен совершить действие правой, а не действовать по принципу зеркального отражения. Оценивается ориентировка в пространстве собственного тела и способность осуществлять пространственную перешифровку позы рук. Успешность выполнения задания также во многом зависит от качества произвольной регуляции деятельности.

Наложенные и перечеркнутые изображения
Предъявляются изображения различных предметов, перечеркнутые линиями, а также наложенные друг на друга изображения нескольких предметов. Требуется опознать и назвать все изображения. Методика представляет собой исследование зрительного восприятия, в котором оценивается способность к зрительному анализу и синтезу, то есть способность как выделять части объекта, так и воспринимать целостный образ.  

Незавершенные изображения
Предлагаются нарисованные на половину изображения различных предметов, по которым нужно угадать предмет. Таким образом оценивается сформированность целостных зрительных образов различных объектов, качество переработки зрительной информации.