Первый год жизни

На первом году жизни закладываются основы всего дальнейшего развития ребенка: он учится общаться, знакомится с окружающим миром.

Важнейшим показателем нормального развития ребенка является его взаимодействие с другими людьми, в первую очередь с мамой. Сначала малыш лишь на несколько секунд фиксирует взгляд на лице, прислушивается к голосу, но постепенно общение становится все более сложным и разнообразным. Ребенок учится улыбаться, а затем и смеяться; различает чужие эмоции и «заражается» ими; подражает действиям взрослого. Уже на первом году начинается освоение речи: постоянно растет число понимаемых слов, формируются первые обобщения. В собственной речи ребенка происходит переход от гуления и лепета к первым словам.

Также малыш активно изучает свойства окружающих его предметов: рассматривает, ощупывает, прислушивается к издаваемым звукам, пробует на вкус, а затем и активно экспериментирует, например, бросая все, до чего может дотянуться.

Диагностика развития ребенка на приеме проходит в форме свободного общения ребенка с мамой и психологом, в ходе которого ребенку предлагаются различные привлекательные для него игры и виды деятельности. Оценивается взаимодействие ребенка со взрослыми, действия с предметами и игрушками, моторное развитие.

Используемые методики:
«Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни» (Э.Л. Фрухт и др.)
Тест Бэйли (Bayley scales of infant development III)