Клиническая психология

/clinical/ps_1.jpeg«Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов» – гласит устав Всемирной Организации Здравоохранения. Следовательно,  внимание специалистов должно распространяться на личность человека в целом, а не ограничиваться только телом и его недугами.

Клиническая психология – раздел медицинской психологии, посвященный  психологическим аспектам различных психических, неврологических и соматических заболеваний. Психологические методы могут использоваться на этапах диагностики, лечения и профилактики, при этом их удельный вес в общей системе помощи варьирует в зависимости от характера проблемы.

Отдельно стоит отметить актуальность клинической психологии для пациентов детского и подросткового возраста. Развитие психики ребенка — сложнейший процесс. С первого дня жизни начинается формирование высших психических функций; их структура усложняется и перестраивается по мере взросления. На каждом возрастном этапе ребенок решает определенные задачи развития. Задача детского психолога — своевременная оценка и при необходимости коррекция психического развития ребенка. (см. Консультация детского психолога...)

Частью клинической психологии является нейропсихология – диагностика и лечение нарушений познавательных процессов и расстройств эмоционально-волевой сферы у пациентов с различными поражениями центральной нервной системы, которые приводят, в частности, к нарушениям высших психических функций (примеры методов нейропсихологического тестирования...). Патопсихология изучает особенности психической деятельности и функционирования личности при различных психических и соматических заболеваниях

В числе задач, решаемых средствами клинической психологии:

  • оценка психических функций на фоне неврологических и соматических заболеваний;
  • отслеживание динамики состояния психических функций в процессе лечения;
  • оценка  влияния психологических факторов на возникновение имеющихся симптомов;
  • диагностика психического (в частности – интеллектуального) развития и общего уровня адаптации;
  • оказание психологической помощи в форме консультаций и коррекционно-развивающих занятий.