Детская неврология

/clinical/child_doc.jpegПочему нужна неврология детского возраста? Чем отличается крохотный, беззащитный росток от огромного дуба или могучей сосны? Слабый трехмесячный  младенец, самостоятельный годовалый малыш, ловкий и хитрый трехлетка, робкий первоклассник, самоуверенный подросток и, наконец, к примеру, мужчина 30 лет – различия не требуют доказательств. Организм ребенка, его нервная система и психическая деятельность в разные возрастные периоды могут принципиально отличаться от взрослого. Самостоятельной областью медицины детская неврология  стала совсем недавно, примерно во второй половине 20 века, когда накопился достаточный объем знаний по строению и функциям нервной системы у детей в различные возрастные периоды.

Высокая квалификация детского невролога подразумевает не только совершенные знания строения и функций динамично развивающейся нервной системы, но и понимания логики развития других систем и органов ребенка. В компетенцию детского  невролога входит  широкий круг знаний практически по всем смежным медицинским специальностям: здоровье беременной женщины, внутриутробное развитие ребенка и процесс родов, генетическая патология и врожденные пороки развития, инфекционные и детские болезни, психология и психиатрия, ортопедия и эндокринология… Список областей знаний бесконечен.

Многие тяжелые, хронические болезни нервной системы начинаются в детском возрасте (например, эпилепсия). Ответственность детского невролога огромна, иногда от его решения зависит вся дальнейшая жизнь ребенка, его психическое, физическое здоровье и социальная адаптация.  Цена ошибки, в отличие от взрослого невролога, бывает чрезвычайно высока. В особенности, все вышесказанное относится к неврологической патологии у детей первого года жизни (неонатальная неврология)


Наиболее часто встречающиеся болезни в практике детского невролога:

  • Нервные болезни детей первого года жизни (перинатальная энцефалопатия и другие последствия родовой травмы: повышенная возбудимость; расстройства сна и пищевого поведения; нарушения мышечного тонуса; расстройство регуляции внутричерепного давления; судороги, задержка психоречевого и двигательного развития, детские церебральные параличи и т.д)
  • Эпилепсия, обмороки и другие пароксизмальные состояния (приступы потери сознания, судороги, панические атаки, неясные эпилептические синдромы)
  • Вегетативная дистония (нарушение мозгового кровообращения, головные боли, повышение внутричерепного давления, головокружение).
  • Эмоциональные и невротические расстройства (тревожные состояния, тики, энкопрез и энурез, страхи и навязчивые состояния, заикание, пищевые нарушения и др.)
  • Задержка психоречевого развития и проблемы обучения
  • Нарушение поведения и трудности в общении (конфликтность, агрессивность, гиперактивность, расстройство коммуникации)
  • Расстройства сна (трудности засыпания, частые просыпания, ночные кошмары и страхи, снохождение и т.д.)
  • Нервно-мышечные заболевания (наследственные миопатии, амиотрофии, миастении)
  • Поражение периферической нервной системы
  • Последствия травм и нейроинфекций (сотрясение головного мозга, перенесенные менингиты и энцефалиты)
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата (патология тазобедренных суставов, нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие и т.д.)
  • Врожденные пороки развития